Основная идея терапии сенсорной интеграции: впечатления собственного тела (тактильные, проприоцептивные, вестибулярные) являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта, развития личности в целом.
Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем.Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы формируются практически полностью до рождения. Другие (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая) развиваются на их основе значительно позже. Поэтому терапия сенсорной интеграции направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как предпосылки для формирования других чувств.
Важно, чтобы при выполнении упражнений было как можно меньше принуждения. Ребёнок не должен испытывать даже кратковременного стресса, поэтому лучше начинать с таких воздействий, которые он хорошо переносит, постепенно переходя к менее приятным для него.
Занятия по сенсорно-интеграционной терапии проводятся в игровой форме.Помните, что игру в основном направляет внутреннее стремление ребенка. Принуждение здесь чревато потерями. Просто организуйте подходящую обстановку и покажите ребенку, как выполнять какое действие, пока он сам не справится. Не объясняйте логически, покажите на практике! Подбадривайте ребенка, чтобы он почувствовал свои силы, подчеркивайте положительное и пропускайте отрицательное. Фантазия и воображение поддержат в нем интерес, не дадут оставить попытки: горка песка может превратиться в огромную пустыню, выкапывание ямки – в поиск сокровищ. Дайте волю и своему воображению – и ребенок получит от игры еще больше пользы и удовольствия.
Старайтесь не подрывать веру ребенка в свои силы, заставляя его делать то, что он пока делать не может. Иначе игра утратит смысл.
Родители нередко предлагают ребенку с нарушением сенсорной интеграции слишком сложные для него игры.
Играя в мяч с обычно развивающимся ребенком, вы ожидаете, что с каждым новым броском он будет принимать мяч все ловчее или, по крайней мере, сноровки у него не убудет. Дети обычно учатся непосредственно в процессе игры и сохраняют полученные навыки, поскольку его нервная система остается организованной. Но не ожидайте того же от ребенка с нарушением сенсорной интеграции. Сбои в сенсомоторных процессах сделают игру неровной: на несколько минут она может улучшиться, а потом снова ничего не будет получаться. Вооружитесь терпением: пусть ребенок неуклюж, пропускает мяч, кидает его не в ту сторону. Именно так он учится, и ваше терпение облегчит ему освоение навыка. Также помогайте сделать игру эффективнее. Пусть его броски и удары не безупречны, но если он радуется, это, вероятно, означает, что кирпичики в его мозгу складываются, как следует. Ваша задача – «обеспечивать тылы» на протяжении всей игры.
На занятиях важно наблюдать не только за реакциями ребенка, но и за его безопасностью. Дети с нарушениями сенсорной интеграции всегда уязвимее других, хотя некоторые компенсируют уязвимость излишней осторожностью. Они сильнее других детей нуждаются в защите, потому что не могут обрабатывать всю необходимую для защиты информацию. Убирайте предметы, контакт с которыми чреват порезами, ушибами, падение, столкновением, обращайте на них внимание ребенка, чтобы он себя не поранил. Предположите, что инцидент вот-вот произойдет, подумайте, как и где, и примите меры предосторожности.
От ушибов и ссадин никуда не денешься, но они не страшны, ведь нужно закреплять навыки. Не заботьтесь об этом, если только они не мешают игре. Дети с тактильной гиперчувствительностью, как правило, чрезмерно реагируют даже на малейшие царапины на коже. Если ребенок плачет из-за синяков и шишек, обнимите, покачайте его или как-то эмоционально поддержите, а затем дайте вернуться к игре. Объясните, что порезы и царапины, – это вовсе не катастрофа, что они сами заживут. Ощущение надежности и безопасности в границах собственного тела – это основание для хорошо организованных мозговых функций.
по материалам для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях, для обучения родителей, воспитывающих детей с ОПФР «Слуцкого районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации »