Все спрашивают что такое сенсорная коробка - расскажу. Год назад была у нас жуткая проблема - Иван тянул в рот все и вся. Мне чуть плохо не стало, когда в троллейбусе Иван из под сидения вынул жвачку чью-то и начал ее жевать. Что я только не делала с этим поведением - в доме были сгрызены почти все пазлы, ворота маек были похожи на сито, потому что мусолилось и жевалось все. Больше года назад мы, по совету нашего куратора Седых Е.Б. завели сенсорную коробку. Это чистый пластиковый контейнер, куда сложила все, что можно было ему грызть. Экзотики в виде кусочков кожаной куртки там не было, там были пластизольные и резиновые детские игрухи, но все в чистом виде. Как только я замечала у Ивана во рту предмет, брала игруху из коробки сенсорной, забирала запрещенное и спрашивала "Ваня, что грызем?". Поначалу была полная физическая подсказка его рукой в нужном направлении, потом он просто сам шел к коробке, брал игруху и грыз ее. Такие разрешенные игрухи были у меня всегда с собой - в пакетике - вымытые и чистые, что говорить, я отнесла в сад такую коробку и возила ее с собой по поездам и автобусам. Прошло время - пазлы и книги перестал грызть примерно через 2 месяца, майки через неделю, сейчас спустя год Иван раза два за неделю подходит к коробке, а бывает итого реже. Ребенок нагрызся вдоволь!
П.С.: - До сих пор удивляюсь, в коробке были такие жесткие игрушки, что мне казалось, что зубы начнут крошится от них. И что? Ему 6 с половиной, но ни один зуб еще не сменился.
Ксения Миленькая
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=909536172487006&set=gm.456276741...
"Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей.
Сборник упражнений для специалистов и родителей
." Эрик Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватерс. "
Почему ребенок облизывает и берет в рот несъедобные предметы, и как с этим работать?
Отвечает James Mulick, PhD, Ohio State University (http://www.asatonline.org/resources/clinician/mouth)
Поведение облизывать и брать в рот несъедобные предметы (геофагия или литофагия/Pica) относитя к употреблению в пищу несъедобных предметов, не имеющих питательную ценность для организма. Это поведение является опасным поведением, т.к. несет в себе потенциальный риск отравления, инфекций, повреждения пищевода, и т.д.
Изучение объектов путем пробы их на вкус и обнюхивания является универсальной техникой познания окружающего мира, использование которой в процессе взросления и приобретения опыта уменьшается. Многие дети изучают объекты таким образом, пока не научатся на собственном "горьком опыте" - либо попробуют что-то несъедобное и горькое, либо родители "отучат" брать в рот неподходящие предметы. Большинство детей постепенно учатся различать съедобные предметы - либо с помощью социальных намеков, порицаний со стороны взволнованных окружающих, либо по виду (визуально).
Изучение объектов языком, полостью рта, губами также предоставляет большую долю сенсорной стимуляции - не только вкусовой, но и тактильной и проприоцептивной.
Когда ребенок не осознает опасности при исследовании тех или иных объектов путем облизывания, необходимо принять все необходимые меры предосторожности. Все предметы, несущие в себе потенциальную опасность, такие как токсичные или острые, должны быть убраны из доступа ребенка, который склонен к этому поведению. Эти дети нуждаются в постоянном надзоре.
Некоторые дети могут научиться избегать привлекательных, но опасных вкусов при последовательном применении процедуры блокирования реакции. Каждая попытка взять в рот неподходящих предмет должна назамедлительно пресекаться, окружающие должны действовать с постоянством. Также необходимо обучать ребенка заниматься другой деятельностью, а стимуляция должна предоставляться ему другим, социально приемлемым способом.
Однако, предоставление оральной стимуляции сразу же после того, как ребенок взял в рот несъедобный предмет является НЕПРИЕМЛЕМОЙ. Это может усилить нежелательное поведение.
Также важно учить ребенка различать визуальные признаки неподходящих для еды предметов. Например, учить ребенка, что брать в рот можно только те предметы, которые лежат на яркой разноцветной тарелке, или те, которые лежат в определенном месте.
В любом случае, разработка поведенческого плана для коррекции поведения геофагии требует тщательного анализа и выбора методов коррекции на индивидуальной основе. Также, принимая в расчет высокий потенциал опасности данного поведения, окружающие не могут применять методы коррекции избирательно или легкомысленно, иначе ребенок может научится брать в рот или облизывать несъедобные предметы, скрываясь от окружающих, что может привести к усугублению ситуации.
Оральная чувствительность:
Признаки, симптомы, причины и лечение.
Когда мы говорим о детях с НСО, то в данном случае речь идет о двух совершенно разных типах оральной чувствительности: гиперчувствительности и недостаточной чувствительности.
Как уже очевидно из опросника по сенсорно-моторной истории развития ребенка, у детей с оральной гиперчувствительностью, так называемой защитной реакцией, на первый план выходят следующие симптомы:
• не любят чистить зубы и/или умывать лицо
• имеют очень ограниченный список употребляемых продуктов, или отказываются от пищи определенной структуры
• снимают пищу с вилки или с ложки только зубами, избегая контакта губами
• давятся, когда едят или глотают пищу, только запивая
• могут демонстрировать тактильную защиту: отказ от навязчивых и легких прикосновений, отказ от игр, где можно испачкаться, непринятие игр с пластилином, песком или глиной, а также пальчиковые краски и т.п., - или же наоборот пользуются руками в процессе еды.
В работе с оральной гиперчувствительностью, следует:
• понимать, что рот – это часть, продолжение тела.
• дайте ребенку понять, что Вы делаете и собираетесь с ним делать потом, используйте медленные крепкие сжатия, похлопывания…. Лучше, когда Ваши действия предсказуемы для ребенка.
• дойдя до лица, начните со щек, затем перейдите к подбородку, губам и в самом конце проникните внутрь рта, постепенно усиливая стимуляцию.
• продолжайте медленно и не усиливайте стимуляцию, если ребенок к ней не готов. Не форсируйте, - чрезмерная тревога или страх, или рвотные позывы – признаки физической боли, в данном случае терапия будет не эффективна – работа должна проводиться мягко, и не важно, сколько времени это может занять.
• и последнее, помните, что работа по орально-моторной стимуляции или терапия по снижению оральной гиперчувствительности не может проводиться или быть эффективной пока вышеуказанные правила не выполняются.
Напротив, дети с недостаточной чувствительностью демонстрируют следующие симптомы:
• они любят или специально пробуют пищу с насыщенным вкусом: слишком сладкое, кислое, соленое, перченое и обычно становятся «любителями приправ».
• могут отказываться от пищи смешанной структурой, им сложно пережевывать и глотать пищу, т.к. плохо ощущают ее во рту.
• они неопрятны, могут перепачкать лицо, оставляют частички пищи во рту после еды.
• они часто кусают большими кусками и набивают щеки.
• Они плохо прожевывают пищу, давятся, что может стать даже причиной удушья.
• у них может наблюдаться чрезмерное слюноотделение.
• Они постоянно тащат все в рот, как съедобное, так и не съедобное: игрушки, ручки, карандаши, жевательную резинку и .п.
Работая с детьми с пониженной чувствительностью, необходимо:
• не запрещать и не ограничивать их оральную стимуляцию, они должны чувствовать себя в безопасности.
• Жевательные Трубки. Жевательные трубки прекрасно помогают отвлечь детей от предметов, которые не стоит брать в рот, а также с их помощью хорошо обучать кусать и жевать.
• простимулировать ребенку рот до приема пищи, чтобы «разбудить» его чувствительность.
• использовать комбинацию расслабляющих (сильное сжатие, нажатие) и стимулирующих комбинаций (легкие или сильные похлопывания)
• предлагать ребенку пищу смешанной консистенции, с выраженным вкусом и температурой.
• побуждайте ребенка пробовать кусочки пищи разных размеров, чтобы научить ощущать их во рту (если он достаточно большой, то поиграйте с ним в игру с закрытыми глазами, отгадывая, что это)
• чаще вытирайте и мойте лицо ребенка во время еды, используя разные материалы (детские мягкие мочалки, салфетки, обычные мочалки, бумажные полотенца разной структуры)
• соблюдайте следующий порядок: начинайте стимулировать щеки, нижнюю челюсть, затем зубы/десны, внутреннюю сторону щек, затем кончик, среднюю и боковые части языка, и, наконец, корень языка.
Ко всему вышесказанному, дети с оральной чувствительностью, неважно с гипер- или недостаточной чувствительностью, нуждаются в помощи грамотного терапевта (логопеда) для проведения оральной стимуляции. Убедитесь, что Вы нашли именно такого специалиста, если Вы действительно обеспокоены и подозреваете у своего ребенка нарушение оральной чувствительности.
К.Сток Крановиц "Разбалансированный ребенок"
Вопрос Л.Н.Ененкова :
Вчера меня одна мама спросила о том почему ее ребенок начал СНОВА есть мыло,искать его везде. Не понятно,что могло "закончиться" в организме,чтобы мальчик за мылом трясся?
Ответ Dr. Elena Koles:
Это явление называется PICA, по имени безразборно обжорливой птички, которая ест все подряд. Как правило, им страдают дети от 18 мес до 3х, что в большинстве случаев в США не расценивается как особая патология. Чаще это явление встречается у детей с нарушениями умственного развития и аутизмом, но далеко не всегда. Это происходит по аналогии с некоторыми беременными жещинами, которые тоже едят несъедобное. К предпочетаемой "еде" относятся - грязь, мел, зубная паста, мыло, карандаши, песок, глина, ногти, резиновые перчатки, волосы, клей, лед, кофейные зерна, окурки, сода, головки обгорелых спичек, стиральный порошок, экскрименты и проч.
Патологией считается PICA, которая сопровождается выраженным пристрастием (craving).
Если PICA не проходит в течение месяца, несмотря на запреты, и ярко выражена в возрасте старше з-х лет, она считается серьезным EATING DISORDER, по типу булемии. К сожалению она может сопровождаться отравлениями, в том числе тяжелыми металлами (свинец) и анемией.
ПРИЧИНАМИ считаются (невсегда оправдано): дефициты в питании (напр. железо, цинк, кальций, вит.Б, С, Д), ментальные нарушения (аутизм, недоразвитие или поражение мозга, эпилепсия, шизофрения, др.), отсутствие чувства насышения (не полный желудок) и надлежащего контроля за детьми. Нередко дети "учатся" от родителей.
PICA- наиболее частое EATING DISORDER при умственной недостаточности и PDD, являясь, возможно, проявлением недостаточности образования допамина.
Иногда PICA развивается из-за наличие тошноты (напр. беременность) или стресса (жевание - релаксирует) -это так называемая oral fixation по Фрейду.
PICA - это временное состояние, в течение которого надо тщательно следить за ребенком и убрать с поля его достигаемости все химикаты и прочие "вкусные" для него вещи. Требуется терпение, что бы избавиться от этой навязчивой привычки.
Специального лечения нет, кроме обеспечения ребенка витаминами и надлежащей диеты. Если же PICA очень выраженная, обращаются за помощью в психотерапевту.
Но следует помнить, что даже у "физиологической" PICA есть много опасностей - глисты, отравления, образование безоаров (конгломератов из инородных тел в желудке, напр. волос), требующих оперативного лечения, и т.д.
ORAL MOTOR SENSORY ACTIVITIES FOR KIDS {FREE PRINTABLE}
ORAL MOTOR SENSORY TOYS & TOOLS FOR KIDS
MUSICAL IMITATION GAME {AN ORAL MOTOR, TURN-TAKING GAME FOR KIDS}