Принципы концепции DIR
• Речь, мышление, социальные и эмоциональные навыки осваиваются ребенком только в процессе отношений, в процессе эмоционально значимого взаимодействия ( с матерью, в семье, с психологом, в детских коллективах). Эмоции – это те силы, которые позволяют нам учиться.
• Дети обладают разными исходными способностями к обработке сенсорной и двигательной информации. Понимая как проявляются особенности ребенка, связанные с обработкой информации, взрослые могут создать среду, в который ребенок может учиться.
• Процесс в разных областях развития взаимосвязан. Следует обращать внимание как разные навыки работают вместе, в целом.
DIR –предлагает конкретную программу каждому ребенку, с учетом его индивидуальностей и создает условия для формирования социальных навыков, конструктивного решения социальных задач. Возможны занятия без жесткой структуры, для формирования у ребенка способности справляться с задачами вщаимодействия в реальной жизни.
Что значат буквы D-I-R?
D- это развитие ребенка, определение того , на каком уровне функционального эмоционального развития он находится, в какой степени развиты эмоциональные функции на каждом уровне. Это нужно для того, чтобы понимать с какой ступени начинать и над чем работать на каждом уровне. Поскольку работа ведется на нескольких уровнях одновременно, то можно навыки, сформированные на одном уровне, попытаться переносить на работу на другом уровне.
Уровни функционального эмоционального развития.
1. Уровень саморегуляции и совместного внимания. 0-3 мес.
Ребенок может регулировать свое состояние при прекращении действия раздражителя ( поменяли мокрую пеленку, или накормили и убрали дискомфорт). Ребенок может находиться в состоянии спокойного внимания и интересоваться окружающим миром ,активно реагируя на прикосновения, запахи, лицо матери, голос близких, воспринимая окружающий мир насколько возможно, впитывая впечатления всеми системами восприятия и реагируя эмоционально ( на уровне первичных эмоций: удовольствие- неудовольствие)..
2. Уровнь контакта и общения. 2-5 мес.
Появляется улыбка и воркование. Ребенок оживляетеся при появлении близкого человека. Различают общение с людьми ти неодушевленными предметами. Реагирует на тон голоса. Проявляет желание общаться.
3. Инициатива и двусторонняя коммуникация. 6-8 -10. месяцев
Ребенок зовет взрослого для того, чтобы пообщаться, а не только убрать дискомфорт . Возникают коммуникативные сигналы и коммуникативные циклы. Ребенок бросает игрушку не только, чтобы услышать как она стукнулась об пол, но чтобы мама подняла и вернула ее. Разделение Я-неЯ.
4. Решение социальных задач и самосознание. Регуляция настроения. 10-18мес.
Расширяются цепочки коммуникативного цикла, может быть совместная игра со взрослым. Может показать последовательность действий при сборе на прогулку. Отвлекается на интересные вещи и успокаивается. Может ненмного подождать желаемого, если ему обьяснить.То есть может переключать свое внимание. Может показать свое состояние с помощью жестов и выражения лица. Появляется интеграция опыта плохой-хороший в одном человеке. И восзникают причинно-следственные связи.
5.Формирование символов. Использование слов и понятий. 18мес-33 мес.
Обозначеие символами, слова, фразы. В том числе о своих ощущениях и эмоциях ( не хочу, живот болит). Могут понимать слово «нельзя» и сами говорить «Нет». Строят первую программу «Сначала, потом». «если, то».
6. Эмоционаьное мышление, логика и чувство реальности. 3-5 лет
Может связывать понятия. Символическая игра. Может разрабатывать и понимать различные стратегии поведения.Выявлять разные причины одного и того же явления. Могут одновременно чувствовать, анализировать и делать выводы .
I- это индивидуальность ребенка: медицинские данные, сенсорный профиль ребенка, привычки ребенка, что он любит, чего не любит, чего не переносит, сенсорные профили родителей, особенности братьев и сестер, история семьи, взаимоотношения в семье, социальная и финансовая ситуация в семье, взаимоотношения в школе и детских центрах, занятия в других коррекционных центрах. Это важно знать, чтобы понимать круг взаимодействия в процессе развития ребенка.
R – взаимоотношения с ребенком. Те взаимоотношения , которые важны для его эмоционального развития . в первую очередь, взаимоотношения с матерью. Взаимоотношения с терапевтом, взаимоотношения в школе ( особенно, если проблемы с поведением возникают возникают только там).
Специалист , работающий в подходе DIR выстраивает отношения, которые помогают развиваться и обучаться ребенку на основании Частей D и I и особенностей взаимодействия всех участников взаимоотношений с ребенком.
Терапевт сам устанавливает терапевтический контакт, учит маму ребенка вступать и удерживать эмоциональный контакт и по-возможности , пытается оказать влияние на взаимоотношения в детвких коллективах, которые посещает ребенок.
Именно через R происходит терапевтическое вмешательство в различных формах, чаще всего в идее эмоционально наполненной терапевтом игры.
Floortime –это вид терапевтической интервенции в форме игры, одна из форм работы в DIR – подходе.
Чаще всего работа с ребенком в подходе или концепции DIR ведется в форме специально организовнной игры. Игры, которая имеет целью функциональноеиэмоциональное развитие ребенка. Это не всегда игра на полу. Это может быть игра где угодно. Основной принцип состоит в том, что мы идем туда, где находится ребенок и присоединяемся к его игре, пытаемся понять и почувствовать, что хорошего он находит в своей игре, может быть даже стереотипной. Мы разделяем с ним его игру, его положительные эмоции от этой игры и только потом начинаем модифицировать эту игру путем создания препятствий, которые ребенок в состоянии преодолеть.
Создатель подхода DIR и методики Floortime Стэнли И. Гринспен, доктор медицинских наук, был главным авторитетом в мире по клинической работе с младенцами и маленькими детьми с отставанием в развитии и эмоциональными проблемами. Доктор Гринспен умер вскоре после окончания его работы о «Дереве Обучения» ( 2010г).. Его конструктивный вклад в теорию детского развития принес понимание и ясность об эмоциональном мире младенцев и маленьких детей.
Доктор Гринспен был профессором клинической психиатрии и педиатрии Медицинской школы в Университете Джорджа Вашингтона и председателем Междисциплинарного совета по нарушениям развития и обучения (ICDLD) , а также основателем и президентом Национального цента для младенцев, малышей и их семей «От нуля до трех»:, а до этого директором Центра изучения психического здоровья(NIMH) и Клинической программы развития детей..
Был членом редколлегий журналов: «Клинические отчеты о младенчестве» (председатель); Журнал американской психоаналитической ассоциации, «Профилактическая психиатрия», «Журнал психоаналитических исследований», «Журнал детского психического здоровья», «Журнал психотерапевтическая практика и исследования»; Журнал «Нарушения в развития и обучении».
Источник http://www.stanleygreenspan.com/
Ирина Найдина
https://www.facebook.com/groups/DIRFloortimeRUS/?fref=ts
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Комментарии
ДИРакадемия Найдиной И.В.
ДИРАкадемия - информация и обучение родителей и специалистов общению и игре с детьми в философии индивидуального подхода и развития отношений DIR/Floortime®
https://www.facebook.com/diracademy.ru/
DIRFloortime в России. Группы в соцсетях
в Одноклассниках
ВКонтакте