Метод базальной стимуляции – это реабилитационные процедуры, применяемые при различных тяжелых двигательных нарушениях, а также в случаях с дефектами сложной структуры. Такой метод нацелен на детей, подростков и взрослых, которые воспринимают внешний мир только через их тела. Терапия стимулирует собственное восприятие тела в поддержку развития личности, помогает ориентироваться в пространстве и времени.
Люди со сложной структурой дефекта нуждаются в реабилитационной терапии, которая проводится с учетом их реальных потребностей, навыков общения, семейного положения. Цель данного метода – стимулировать развитие определенных навыков, которые в дальнейшем улучшат качество жизни.
Базальная терапия формирует чувство уверенности и безопасности, а также способствует формированию взаимоотношений человека к окружающей среде.
Восприятие мира людьми с множественными нарушениями весьма ограничено и сосредоточено, в основном, на физическом контакте, посредством которого выражаются чувства и переживания. Базальная стимуляция позволяет компенсировать отсутствие опыта, способности двигаться у таких людей. Кроме того, такая стимуляция помогает ребенку-инвалиду воспринимать себя, как часть социальной среды, и дает возможность вступать в общение с окружающими.
Через простые сенсорные упражнения инвалидам удается найти себя и освоить свое тело. Знакомые представления позволяют осуществить процесс элементарного обучения ребенка. Главная цель базальной стимуляции – стимуляция и сопровождение индивидуальных обучающих процессов, личностно-ориентированная передача человеку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире. Такая терапия помогает снизить количество страхов и комплексов до минимума и создать более понятный образ окружающего мира у людей с ограниченными возможностями.
Комментарии
Использование метода
Базальная стимуляция, как метод комплексного воздйствия
Осознание собственного тела, самого себя является базовой образовательной потребностью для ребенка с ТМНР. Основное значение для удовлетворения этой потребности имеет:
восприятие и осознание границ собственного тела;
восприятие тела в пространстве и сохранение равновесия;
восприятие и различение отдельных частей тела и их функций.
В качестве основного метода развития восприятия и осознания собственного тела рассматривается базальная стимуляция. Этот метод используется в педагогической работе с детьми, которые полностью ориентированы на помощь других людей в жизнедеятельности из-за ограничения функционирования всех частей тела.
Концепция базальной стимуляции была создана в 1970-е годы профессором Андреасом Фрёлихом. Базальная стимуляция – это метод комплексного педагогического воздействия интенсивными, пробивающими ограничения, раздражителями с целью оказания ребёнку помощи в осознании собственного тела, понимании жизненно важных ситуаций, связанных с удовлетворением личных потребностей. А. Фрёлих, предполагает, что движение, восприятие и коммуникация самым тесным образом взаимосвязаны. Поэтому, основные положения концепции заключаются в следующем:
сотрудничество, а не доминирование;
целостное переживание коммуникации и восприятия;
элементарная информация через восприятие, схему тела, положение в пространстве, коммуникацию;
наше отношение к ребёнку - необходимое условие, чтобы начинать;
не нужно предпосылок, от ребенка ничего не требуется.
По мнению А. Фрёлиха, данная система может обеспечивать уровень восприятия, который мы наблюдаем у здорового ребёнка грудного возраста. Любой человек, даже самый маленький имеет элементарные потребности:
жизненный уровень: избегание голода и жажды, гарантированное дыхание, избегание боли;
потребность в получении стимулов, разнообразии и движении;
безопасность, стабильность, надежность отношений;
привязанность, нежность, любовь;
признание, самоуважение;
независимость, самоопределение.
Цель базальной стимуляции: посредством развития восприятия собственного тела дать понять ребёнку, что он может самостоятельно оказывать влияние на окружающий мир.
Для осознания этого детям с ТМНР нужно больше поддержки:
много телесного контакта, чтобы получить прямой опыт общения, научиться воспринимать других;
человек, который всегда находился бы рядом и помогал бы на элементарном и интенсивном уровне воспринимать мир;
человек, который помог бы передвигаться и менять положения тела;
кто-либо, кто мог бы понять без слов, внимательно заботился и ухаживал.
Большая часть детей с ТМНР из-за того, что окружающие не понимают их сигналов, полностью отказываются от каких-либо контактов или учатся добиваться удовлетворения своих потребностей с помощью иррационального поведения. Нужно осуществлять поиск оптимального для каждого из детей способа общения с окружающими. Для этого необходимо изучать сигналы, которые посылает нам сам ребенок.
Сигналы ребёнка (каналы коммуникации):
дыхание;
положение тела;
расстояние;
движение;
мимика;
взгляд;
вокализации;
изменение тонуса мышц;
сердцебиение;
температура, цвет, влажность кожи.
Алгоритм коммуникации:
1. Подача телесного сигнала ребенком (изменение тонуса, дыхания; взгляд, мимика, движение и т.д.) 2. Я воспринимаю это поведение как сообщение мне
3. Я посылаю подходящий ответ на том коммуникативном канале, который выбрал ребенок (например, дыханием)
4. Ребенок воспринимает мой сигнал
5. Его поведение меняется
Принципы коммуникации с ребёнком с ТМНР:
любое занятие должно включать коммуникацию;
нужно предупреждать о всех своих действиях – словами или знаками;
начинать занятие с определённого обращения (ритуал приветствия и прощания);
обращаться к ребёнку издалека;
называть часть тела, к которой прикасаешься (построение схемы тела);
дотрагиваться до тех частей тела, которые ребёнок позволяет трогать;
интерпретировать действия ребёнка как сообщение;
давать время на ответ ребёнку;
говорить медленно и просто, одинаковыми словами;
общаться на одном уровне;
внимательно наблюдать за сигналами ребёнка;
реагировать на сигналы ребёнка, подражая, присоединяясь, отражая действия ребёнка, немного их видоизменяя.
В процессе базального воздействия стимулируются следующие области восприятия: соматическая, вестибулярная вибрационная, оральная.
Соматическая базальная стимуляция — развитие телесной чувствительности посредством прикасаний. Для детей с ТМНР соматическая стимуляция — один из немногих каналов развития. Педагог своими руками лепит тело ребенка, обозначая его границы воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. Прикасания должны быть уверенными, непрерывными, контрастными, и симметричными в отношении парных частей тела.
Прикасания выполняются каждый раз в одной и той же последовательности, и направлении, так как они не должны быть неожиданными и дают возможность ребёнку ориентироваться в ситуации. Прикасания начинаются на туловище от плечевого пояса к поясничному отделу и переходят на конечности. Стимуляция рук осуществляется в направлении снизу, вверх от кисти к плечу. Прикасания к ногам выполняются в направлении сверху вниз от бедра к стопе. Прикасания к поверхности лица происходят исходя из принципа движения изнутри наружу. При выполнении прикасаний руки педагога расслаблены и свободно скользят по телу. Выполняются все прикасания медленно, ритмично. На ровных и обширных поверхностях тела спина, живот, грудь применяется плоскостное прикасание, следует избегать нажатий на позвоночник. Для стимуляции верхних и нижних конечностей используют обхватывающее прикасание. Производят обхватывающее прикасание расслабленной кистью руки, при этом большой палец отведен в сторону, а остальные сомкнуты. Для соматической стимуляции можно использовать вспомогательные материалы:
перчатки из различных тканей материя, шерсть, кожа;
платки или ткани различной фактуры махровые, хлопковые, шёлковые, велюровые;
губки;
массажные перчатки;
полотенца; подушечки с наполнителями;
мягкие игрушки;
фен.
Все действия, производимые с ребенком, необходимо сопровождать эмоционально-смысловыми комментариями. Очень важно наблюдать за ребенком, выделяя те раздражители, приёмы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции.
Вестибулярная базальная стимуляция — развитие равновесия тела, как в состоянии покоя, так и при движении в трех основных направлениях:
движения тела в горизонтальной плоскости вправо и влево;
движения в вертикальной плоскости вверх и вниз;
поступательно-возвратные движения вперед и назад.
Вестибулярная стимуляция осуществляется при помощи покачивания и поворачивания тела и его отдельных частей. Восприятие положения тела в пространстве и сохранение равновесия формируется при выполнении следующих упражнений:
медленные повороты и наклоны головы;
покачивание в позе эмбриона;
повороты туловища на бок;
повороты со спины на живот;
повороты туловища в стороны;
встряхивание рук и ног;
приведение тела в вертикальное положение;
покачивание на коленях, гимнастическом мяче, качелях, в гамаке.
Все перечисленные упражнения выполняются при физической поддержке педагога. Длительность вестибулярной стимуляции должна определяться индивидуально. Вспомогательными средствами вестибулярной стимуляции являются, надувные предметы:
мячи;
бревна;
круги;
шины;
качели;
подвесная лежанка-платформа;
батут;
пружинные матрацы;
подушки.
Вибрационная базальная стимуляция — развитие чувствительности к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. Этот вид чувствительности можно назвать контактным слухом. При вибрационной стимуляции на тело или его часть оказывается воздействие при помощи устройств, служащих для создания сотрясений: вибрирующие кресла, электрические приборы электрическая зубная щётка, массажёр, подушки, игрушки, камертон, музыкальные инструменты с сильной резонирующей поверхностью и др. При помощи колебательных движений ребёнок с ТМНР получает информацию о строении скелета.
Мероприятия по вибрационной стимуляции следует начинать с удалённых от туловища частей тела. Например, с фаланг пальцев ног. Стимулирующий предмет должен прикасаться точно к кости. Вибрационную стимуляцию следует применять к следующим органам костной системы:
фаланги пальцев, пястные, запястные, локтевая, лучевая, плечевая кости верхних конечностей;
фаланги пальцев, плюсневые, предплюсневые, берцовые, бедренная кости нижних конечностей;
рёберные дуги.
Вибрационное воздействие на позвоночник и кости черепа исключаются. Вибрационная стимуляция выполняется на твёрдой поверхности в положении ребёнка лёжа на спине. Дозировка вибрационных воздействий должна быть индивидуальной. При проведении процедуры следует контролировать по ощущениям ребёнка интенсивность воздействий.
Таким образом, базальная стимуляция позволяет не только установить очень близкие и доверительные взаимоотношения с ребёнком, избежать функциональности в общении, но и помочь ему в осознании самого себя и своего тела.
Источники:
1. Кипхард Эрнст Й. Как развивается ваш ребёнок? Таблицы сенсомоторного и социального развития: От рождения до 4-х лет / Эрнст Й. Кипхард; [пер. с нем. Л.В. Хариной]. М.: Теревинф. 2012.
2. Миненкова, И.Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития
3. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребёнком. М.: Теревинф, 2004.
4. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей/ С.Е. Гайдукевич и др. - Минск, УО "БГПУ им. М. Танка", 2008
5. Fröhlich, Andreas (2003): Basale Stimulation. Das Konzept, 4. Auflage, Düsseldorf: Verlag Selbstbestimmtes Leben.
Существует метод развития
Существует метод развития детей со сложной структурой дефекта и множественными нарушениями – Базальная стимуляция. Данный метод предполагает донесение до ребёнка приятной, достаточно понятной информации (стимуляции) о нем самом или окружающей среде с использованием элементарных (базовых), знакомых представлений, что позволяет осуществить процесс элементарного обучения ребёнка. Базальная стимуляция предназначена для детей, у которых самостоятельная сенсомоторная деятельность крайне ограничена и их опыт в области собственного движения и взаимодействия с окружающим миром полностью зависит от помощи других людей.
Главная цель базальной стимуляции - стимуляция и сопровождение индивидуальных обучающих процессов, передача человеку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире.
Целевая группа: люди, которые находятся на уровне нормально развивающегося младенца 6 месяцев и ниже:
Правила:
Задачи:
Исходя из этого, уход – это не только мероприятия по отношению к нуждающемуся в помощи человеку, но ещё:
Будет полезным, если специалисты, прежде чем приступать к стимуляции людей с тяжёлыми и /или множественными нарушениями, попытаются воспроизвести в памяти свои воспоминания из раннего детства. Понимание и чувствование своего партнёра будет происходить более глубоко и интенсивно, если специалист сначала почувствует элементарные сенсорные ощущения на собственном теле.
Прежде чем приступать к работе с людьми с особенностями психофизического развития, попробуйте применить необходимые для работы материалы на собственном опыте, чтобы узнать собственные ощущения. Например, попробуйте тактильно ощутить какие-либо предметы, покачайтесь на качелях, лягте на большой гимнастический мяч, и т. д.
При помощи базальной стимуляции могут быть развиты следующие области восприятия:
►Вестибулярная стимуляция
Вестибулярное восприятие – это восприятие положения тела в пространстве. Восприятие положения в пространстве начинает развиваться в конце третьего – начале четвёртого месяца беременности. Зародыш уже в состоянии реагировать на изменения положения матери. Благодаря активности матери вестибулярная система подрастающего ребёнка постоянно стимулируется. Решающей предпосылкой для формирования вестибулярного восприятия является способность поворачивать голову.
Вестибулярному аппарату передаётся информация о трёх направлениях изменения положения тела:
Внимание: В обращении с людьми с тяжёлыми и/или множественными нарушениями психофизического развития следует избегать движений вокруг своей оси! Признаком перевозбуждения при стимуляции вестибулярного аппарата является нистагм глаз (хаотические движения глаз).
Для наиболее эффективной стимуляции вестибулярных ощущений следует действовать, учитывая следующие факторы:
Внимание: При ограниченном контроле за движениями головы необходимо применять стабилизирующие голову материалы!
Подходящими вспомогательными средствами являются:
Важнейшими результатами такой вестибулярной стимуляции являются:
►Соматическая стимуляция
Развитие телесной чувствительности происходит посредством прикасаний. При этом сначала должно развиться ощущение туловища как неотъемлемой части всего организма. Ощущение рук и ног, приходит позже. Люди с тяжёлыми и/или множественными нарушениями очень часто с трудом допускают прикасания рук. При этом у них срабатывает так называемая тактильная защита. Если у ребёнка наблюдается феномен тактильной защиты, следует переходить к более интенсивным прикасаниям. Иногда более эффективно применять мягкие нажатия, чем осторожные прикасания. Здесь срабатывает принцип того, что давление преобладает над всеми ощущениями.
Такая соматическая стимуляция при помощи прикасаний может интенсивно применяться при работе с людьми, которые занимаются самостимуляцией и часто наносят себе раны, используя различные предметы. В этом случае ему следует оказывать помощь в виде соматических раздражений, которые, однако, не должны протекать слишком мягко, иначе они не будут восприняты в достаточной мере.
Рекомендуется проводить соматическую стимуляцию посредством прикасаний следующим образом:
Наиболее пригодными материалами являются:
Если прикасания всё ещё вызывают защитную реакцию, следует ограничиться применением небольшого количества предметов и материалов (не более трёх различных предметов). В случае снижения восприятия следует применять сильные контрасты.
Применение соматической стимуляции при помощи душа следует избегать при работе с людьми с ярко выраженной тактильной защитой!
При прикасаниях к поверхности лица следует обратить внимание на следующее:
Такие прикасание являются очень проблематичными для многих людей с тяжёлыми и/или множественными нарушениями, так как они часто имею негативный опыт, связанный с касаниями лица (глотание зондов, интубация). Поэтому в этих случаях следует действовать с особой осторожностью. Прикасания к поверхности лица должны быть ритуализированы и выполняться всеми специалистами одинаково, исходя из принципа движения изнутри наружу.
►Вибрационная стимуляция
Посредством вибрационного восприятия информация об окружающей среде передаётся через костную систему. Это восприятия развивается у подрастающего ребёнка вместе с развитием его двигательных способностей. Ребёнок ворочается, ползает, подпрыгивает, бегает и прыгает. Тяжёлые нарушения делают это естественное приобретение такого опыта невозможным. Однообразное положение лёжа или сидя приводит скорее к привыканию к раздражителям, чем к улучшению восприятия собственного тела. Вибрационная стимуляция помогает в этом случае приобрести недостающий опыт.
Рекомендуется действовать следующим образом:
Стимулирование вибрационного восприятия может проводиться в игровой форме с применением специальных устройств. В начале следует использовать вибрирующие подушки и трубки. Другие вибрирующие электрические приборы (электрическая зубная щётка, электробритва, массажёр) применяются позже. Частота должна находиться в пределах до 200 Гц. Мероприятия по стимуляции следует начинать с удалённых от туловища частей тела (например, с суставов кисти руки). Аппарат должен прикасаться точно к кости. Поглаживание исключается!
Стимулирование следует применять к следующим органам костной системы:
Развитие вибрационного восприятия создаёт предпосылку для улучшения слуха и для развития собственного звукопроизводства. Соответствующая стимуляция – осторожная стимуляция костей грудной клетки или костей черепа – может создать предпосылку для развития аудитивного восприятия. Также для глухих или плохо слышащих людей вибрационная стимуляция представляет собой важную составляющую часть процесса их развития. Они могут научится воспринимать колебания и, таким образом, взаимодействовать с окружающим миром.
►Оральная стимуляция
Поэтому оральная стимуляция должна проводиться с особой осторожностью. Первостепенной задачей является сенсибилизация (повышение чувствительности) рта к новому положительному опыту, а также снятие защитного механизма. Сенсибилизация и десенсибилизация находятся в этом случае в тесной взаимосвязи. Если удастся достичь этих явлений, то воспитанник сможет использовать свой рот для усвоения новых свойств и качеств предметов. Он будет в состоянии различать вкусы и запахи. Улучшение способности приёма жидкости и пищи находятся в более далёкой перспективе.
Процесс стимуляции следует начинать с прикасаний в области лица. Важно постепенно и осторожно приучить человека с тяжёлыми и/или множественными нарушениями к прикасаниям в области лица. Наиболее подходящая и естественная возможность для этого открывается, как правило, при купании. Прикасания должны сначала происходить в удалении от области рта и лишь постепенно приближаться к губам и ротовой полости. Люди, которые при прикасаниях к щекам проявляют сосательные, жевательные и глотательные реакции, находятся ещё на очень ранней ступени своего развития (стадия рефлексов). Порог раздражительности этих внезапно наступающих непроизвольных реакций не следует переступать, однако необходимо дойти до определённой границы этого порога.
Следующим шагом оральной стимуляции может являться попытка использования охлаждённых объектов. Для этого подходят все виды колец, резиновые мячики, пластмассовые предметы, которые накануне должны быть охлаждены в холодильнике (не следует класть их в морозильную камеру – контраст будет слишком велик!). Для проведения мероприятий по оральнойстимуляции необходимо, как и при других видах стимуляции, чтобы оба партнёра (специалист и воспитанник) выбрали удобное и расслабляющее положение тела. Если это позволяет ситуация, лучше всего расположить голову ребёнка у себя на коленях, повернув его лицо к себе. Сам специалист сидит в это время на полу, прислонившись спиной к стене. Важно, чтобы голова ребёнка имела опору. Охлаждённый предмет проводится по губам, прикасания должны быть в виде гладящих и перекатывающих движений. При этом происходит сначала лёгкое, затем более ощутимое нажатие.
При возникновении в полости рта рефлекторных реакций стимуляцию следует прекратить и позаботиться о создании успокаивающей ситуации. После этого следует применять объекты, которые действуют менее стимулирующее
Стимуляция ротовой полости может осуществляться при помощи губки. Наиболее подходят маленькие куски различных типов губки (совсем мягкие, мелкопористые, жёсткие, крупнопористые). Кусочки этих различных типов губки следует обмакнуть в жидкость (теплую, прохладную, с различными вкусовыми эффектами) и осторожно провести по губам воспитанника. Затем губку следует попытаться вставить между зубами и осторожно ввести в полость рта.
Уход за зубами представляет для людей с тяжелыми нарушения психофизического развития особую трудность. Тем не менее, следует попытаться в рамках мероприятий по оральной стимуляцииразвить эту способность. При помощи очень мягкой зубной щётки можно предпринять попытку произвести касания во внутренней части полости рта. Возможно, результат будет лучше, если в начале стимуляции применять зубные щётки, смоченные в жидкости, имеющей определённый вкус (например, сначала следует обмакнуть щётку в жидкость со вкусом малины, затем в сладкую жидкость и, наконец, просто в нейтральную жидкость). Чистка зубов должна проводиться с большой осторожностью и длиться сначала очень короткий промежуток времени (несколько секунд), начинать её следует с передних резцовых зубов. Когда воспитанник готов открыть рот шире, следует начинать чистить также и коренные зубы.
При работе с людьми, которые хорошо реагирую на вибрационные раздражители, можно попробовать применить электрическую зубную щётку. Однако у некоторых людей это может вызвать страх. Развитие навыков ухода за зубами должно проходить в особенно дружественной и открытой атмосфере, передача этих умений должна происходить очень последовательно.
Литература:
1. Миненкова И.Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и/или множественными нарушениями психофизического развития. И.Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. – С. 69-74
2. Эллнеби, И. Право детей на развитие И. Эллнеби. — Мн.: БелАПДИ — Открытые двери, 2007. — 131 с.