Вы здесь

Зрительная перцепция

В продолжение прошлой статьи, предлагаю начать разбираться со зрительной перцепции. И пусть вас не пугает такое серьезное название, потому что говорить будем о вполне логичных и понятных вещах.
 
Зрительная перцепция – это зрительное восприятие мира. Можно сказать и по-другому, зрительный анализ пространства. При нарушениях структуры головного мозга, когда изменения влияют на зрительное восприятие, у ребенка искажается все представление о видимом мире.
 
Не хочу вдаваться в подробности таких нарушений. Их может быть много. Хочу, чтобы вы прониклись сутью этих искажений. Всего лишь на одно мгновение, я помогу вам окунуться в мир ребенка, который видит мир по-другому.
 
Оглянитесь вокруг. Ваш мир полон не только красок, но и четких очертаний, поэтому вы с легкостью можете подойти к столу, посмотреть на него, увидеть бутылку с соком, открыть её, взять стакан, поставить его рядышком и налить сок, не разлив ни капельки (кстати, последняя часть трюка лично у меня не всегда получается, я частенько разливаю)!
 
А теперь вернитесь обратно к компьютеру и, если у вас, слава богу, хорошее зрение, позаимствуйте очки у тех, кто плохо видит, кто очень плохо видит. Оденьте их. Еще можно взять простые очки, и заклеить их скотчем и оставить только малюсенькие дырочки, например, на одном глазу — прямо по середине, а на другом — чуть левее. И попробуйте повторить все тоже самое, что только что сделали с такой легкостью. Не спешите. Встаньте в полный рост и оглянитесь вокруг.
 
Забудьте то, что вы делали первый раз.
Представьте себе на толику секунды, что именно так вы видите мир. Вот он – тот мир, который вам доступен сейчас. И, возможно, кто-то рядом, обеспокоившись о вас, начнет вам говорить, как идти на кухню, чтоб не наткнуться на стол или стул, не наступить на игрушку, не удариться об угол, в конце концов.
 
И вот вы идете, опираясь на советы другого человека и на ту малую часть того, что вы видите. Ваша голова и тело подстраиваются под то, что воспринимается глазами. И сложно, но вам все же повезло, вы идете и узнаете предметы, хотя если на вас очки с большими диоптриями, вы скорее всего просто догадываетесь о том, что находится перед вами. И тогда я попрошу вас представить, что у ребенка нет информационной базы, с которой можно сравнивать, нет того, из чего можно догадаться, что это дверь, а не стена. Именно сейчас – вы тот самый ребенок, которому нужно, исходя из вот этой информации, составить верное впечатление о мире вокруг.
 
Обратите особое внимание на то, каким кажется вам этот мир? Посмотрите на стол. Попросите кого-нибудь переставить бутылку на другое место. Попробуйте найти ее. Она должна быть где-то на столе. Обратите внимание, как ваши руки и тело подстраиваются под то, что видят глаза. На что вы ориентируетесь, когда ищите сок? И можно усложнить задачу, и поставить нужную бутылку среди других, разных размеров и цветов. Как теперь справляетесь с задачей?
 
И вот сейчас можно наконец-то открыть сок. А когда откроете, подумайте о том, как будете наливать его в стакан. Потеряете ли вы его из виду, когда поднимите бутылку над стаканом? Как определите, что уже достаточно лить или что вообще льете правильно?
 
И я уверена, что когда вы проведете такой маленький эксперимент, и снимите очки с ваших глаз, вы уже будете знать, исходя из того, что только что узнали на собственном опыте, как можно помочь своему ребенку. Потому что мозг, это не залепленные скотчем очки с диоптриями, его можно тренировать!
 
И как вы уже догадались, самое главное — распознать то, что мы видим. Это самая простая зрительная перцепция. Каждый ребенок проходит эту стадию. Взрослые говорят своим детям: это ложка, это чашка, это машина и т.д.
Чуть посложнее – увидеть картинку и сопоставить ее с реальным предметов. Для этого делают заготовки-карточки, на которых нарисованы различные предметы. Задача малыша – назвать предмет на картинке и найти его среди предложенных вариантов (или в комнате, если это предметы мебели, например).
 
Еще сложнее, как следующий этап упражнений, на картинке представлен только образ предмета (тень или контур), а ребенок угадывает или додумывается, на что это может быть похоже из предложенных вами вариантов. Важно менять картинки, чтобы ребенок не столько памятью пользовался, сколько своим мышлением. Так, у вас должно быть несколько образов одного и того же предмета.
 
Как разновидность этого упражнения, могут быть задания на конструирование предметов из кубиков или палочек. Создавайте для него образы, которые он может скопировать по образцу или называйте то, что он уже знает. Например, построить дом из кубиков, сложить дом из счетных палочек; построить кровать из кубиков, сложить кровать из палочек. Так ребенок учиться работать в разных плоскостях – палочки выкладываются на бумаге в двухмерном пространстве, а кубиками орудует в трехмерном.
 
Хорошими игрушками в этом смысле являются рамки-вкладыши монтессори, где нужно сопоставлять предмет и форму отверстия, куда его можно положить. Другие виды упражнений, где нужно сопоставлять предметы по цвету и форме, группе, виду. Например, желтые машины отвозим в желтый гараж, а синие, соответственно, в синий или легковые машины в одни гараж, а грузовые в другой; диких зверей отправляем в нарисованный лес, а домашних, усаживаем возле куколки;
 
Если вы вспомните то упражнение, которое вы делали недавно с наливанием сока, то поймете, что никуда не деться без игр, в которых требуется хорошая координации глаз и рук (ног). Например, подойдут игры, где нужно ловить , бросать, толкать, забрасывать мяч рукой или каким-то предметом (ракеткой, битой, палкой). Всевозможные пересыпания из одного предмета в другой различных материалов (каш, песок, бусинок разных размеров), а также вырезать и клеить, рвать, бросать и собирать.
 
Нельзя забывать о рисовании и разукрашивании. Материалов сейчас по этому виду детской деятельности очень много! Можно выбирать и пробовать! Сначала большие картинки, чтобы ваш ребенок научился просто видеть рисунок и разукрашивать именно его, а не весь листочек. Потом можно обратить внимание на детали, которые можно разукрашивать разными цветами. Параллельно можно учиться рисовать. Рисунки могут быть предметные, и задания могут быть похожие на те, что описывались выше – схематично нарисовать кровать, дом, дорогу, машину. Нельзя забывать и о том, что рисование это не только занятие, но и приятный вид деятельности, с помощью которого можно успокоиться, расслабиться или настроиться и собраться.
 
Более сложная форма восприятия, когда ребенок узнает объект в связи с другими объектами и фоном. Например, сказка о трех медведях. Ребенок учиться сопоставлять, что большой стул, тарелка и кровать – для большого медведя, а маленькие предметы – для маленького медвежонка; что маленькая чашка вставляется в большую, а не наоборот, что большой медведь совсем не поместиться в маленькой кроватке и даже может ее поломать.
 
Смысл, который мы извлекаем из увиденного на прямую зависит и от того, как работают другие органы чувств. Так, чтобы создать впечатление о чем-то нам нужно не только это увидеть, но и потрогать, попробовать, попытаться как-то повзаимодействовать. Именно этим, по большому счету, все свое детство занимаются дети! Они изучают окружающий мир всеми доступными способами. И мы, родители, помогаем им в этом, по мере своих сил, знаний и возможностей.

Теги: 

Поделиться: