Вы здесь

«Увеличение учебного потенциала» метод профессора Рувена Феюрштейна и профессора Романа Гузмана

Тактильная коррекция СДВГ и дефицита внимания, а также улучшение когнитивных функций людей, лишенных зрения по методу «Увеличения учебного потенциала» профессора Рувена Феюрштейна и профессора Романа Гузмана (The Feuerstein Institute Jerusalem, Israel.)

 

В основе метода лежат исследования знаменитых психологов, работавших над изучением становления и развития когнитивных функций ребенка: Жана Пиаже, Льва Выготского, Рувена Феюрштайна, а также разработки Романа Семеновича Гузмана.

Известно, что наибольшие трудности у людей с дефицитом внимания вызывают импульсивность и отсутствие фокуса (сосредоточенности). Поскольку прочные связи между визуальной и логической сферой не формируются, мозг реагирует на тысячи визуальных образов и аудиостимулов. Для того, чтобы проложить эти связи обходным путем, необходимо использовать другую модальность и снизить количество стимулов. Поскольку львиная доля информационного потока поступает через зрительный канал, то его мы и перекрываем. И предлагаем задание в тактильной форме. Это дает возможность сосредоточиться, так как тактильное прикосновение направленное и осуществлять предложенную деятельность можно только пошагово. При этом у ребенка существенно повышается концентрация внимания, увеличивается объем кратковременной памяти, появляется возможность действовать точно и осознанно.

В то же время активно развиваются остальные системы восприятия: аудильная, обонятельная, соматическая и система равновесия. Если посмотреть на то, как представлены в мозгу различные органы восприятия, мы увидим, что зрение занимает лишь ничтожно малую часть, тогда как зоны рук, особенно большого пальца, языка, губ, носа, ушей, стоп и гениталий занимают гораздо больше места. Поэтому информация, полученная через тактильный канал сохраняется наиболее прочно и эффективно.

 

У людей слабовидящих или слепых от рождения наблюдаются прямо противоположные процессы: они очень сфокусированы, но не имеют зрительных образов, концепций, основанных на осознании форм, отношений между предметами, необходимых для развития мышления. Данная методика показала очень хорошие результаты для данной категории людей.

 

При помощи данной методики развивается познавательная пластичность учеников и они обеспечиваются инструментами, необходимыми для того чтобы стать независимыми, активными учениками. В качестве материалов используются переработанные для тактильного использования базовые инструменты повышения учебного потенциала и когнитивных функций:

 

  1. «Точки» (Organization of dots) — методика, направленная на развитие систематического поиска информации, осознания используемых стратегий, контроля импульсивности, планирования поведения, создание словаря.

  2. «Ориентация в пространстве» (Orientation in space) — методика, направленная на развитие представлений о пространстве и времени: 1) топологические признаки: порядок и постоянство объектов; границы, разделяющие пространство; длительность и остановка; мое окружение; 2) проекции пространства: релевантность и очередность расположения объектов, производство виртуальных отношений; 3)неевклидова геометрия: 3-D пространство; длина, ширина, высота; внутреннее пространство (я знаю, что я знаю).

  3. «Сравнения» (Comparison) – методика, направленная на развитие базового элемента процесса мышления – спонтанного сравнивания. Сравнение предполагает восприятие двух или более объектов информации или событий и их внимательное изучение, установление общего или различий, обоснование своего ответа развитию точности. В этом курсе наравне со стандартной методикой используются оригинальные методики Романа Гузмана «Фрукты и овощи» и «Выражение лиц», работа с фигурами людей, которые позволяют охватить эмоциональную сферу и улучшить понимание чувств и намерений других людей.

  4. Категоризация (Categorization) — методика, направленная на развитие высших психических процессов. Категоризация основывается на классификации, умении успешно сравнивать, дифференцировать и отсеивать релевантные признаки с последующим группированием объектов или событий в соответствии с определенными принципами. В этом курсе наравне со стандартной методикой используются оригинальные методики Романа Гузмана «Транспорт», «Животные». Развитие способности категоризации является необходимой базой для развития логического мышления.

  5. «Аналитическое восприятие» (Analytic perception) — методика, направленная на развитие и полное овладение набором когнитивных стратегий (отсеивания, категоризации, репрезентации, гипотетического размышления и логических рассуждений) с целью формирования изменений в мотивации и отношении к реальности. Так как даже если определенные функции и стратегии существуют во внутреннем поле ребенка, они не всегда ими спонтанно используются.

  6. Иллюстрации (Illustrations) — методика, направленная на развитие у ученика осведомленности о существовании проблем и побуждающая к поиску решений.

 

Основными целями тактильной программы являются развитие следующих навыков:

  • Фокус

  • Структуру

  • Систематический поиск

  • Отношения между частью и целым

  • Точность.

 

Таким образом, используя метод тактильной коррекции и мульти – сенсорную стимуляцию ученики становятся способными применять выученные познавательные стратегии в реальной жизни.

Ольга Майзель.

Детский психолог MS,

IE- Tactile, ABA.

Образовательный центр

"Бухта знаний"

http://nashideti.trizmoscow.org

Поделиться: