Вы здесь

Слышу, но не воспринимаю.

Сегодня мы разберем еще один вид нарушения восприятия – слуховые агнозии. Из названия уже понятно, что конкретно в этом случае будет нарушено. Слуховое восприятие. Важно, что при этом сам слух остается сохранным. Человек слышит, он не глухой, но вот что он слышит, как он различает, что слышит – совсем другая история.
 
Причина возникновения такая же как и тактильной и зрительной агнозии :
1.Серезная черепно-мозговая травма.
2. Инсульт.
3. Опухали головного мозга.
4. Деменция.
 
Сразу стоит заметить, что на основе слуховой системы у человека формируется речь. Поэтому внутри слуховой системы различают две подсистемы:
 
Неречевой слух – способность ориентироваться в неречевых звуках (музыка, шумы).
Речевой слух – способность слышать и понимать звуки речи (родного или других языков).
 
Сегодня мы будем говорить о нарушениях именно неречевого слуха. Посмотрим, какими бывают эти нарушения и как пациенты с подобными проблемами воспринимают окружающий мир. 
 
Слуховые агнозии бывают нескольких видов:
Слуховая (акустическая агнозия) – при этом нарушении пациенты не способны определить смысл самых обыкновенных бытовых звуков. Т.е. не могут различить звуки, для обозначения которых не нужно какое-то специальное обучение. В норме такие звуки различаются без особого труда. К таким звукам можно отнести абсолютно любые, которые нас окружают в течение дня: шум машин, лай собак, звук льющейся воды, скрип дверей, звук разбивающегося стекла и т.д. Для пациента со слуховой агнозией, эти звуки лишаются смысла. Он их слышит, но не может сказать, какой предмет издает этот звук, не может определить насколько этот звук громкий или как долго длится. Подобное нарушение происходит из-за поражения правой височной области головного мозга.
 
Аритмия – (не путать с сердечной аритмией) при этом пациенты не способны правильно оценить и воспроизвести простые ритмические структуры, которые предъявляют им на слух. Т.е. нарушено понимание ритма. К музыкальному слуха никакого отношения это не имеет. Пациенты с таким нарушением не воспринимают даже самых элементарных ритмов. Три раза стукнуть по столу громко, два раза тихо и попросить их повторить такой ритм. Кажется очень легко. Но они не могут. Даже количество ударов по столу им определить очень сложно. Аритмия возникает при правосторонних и при левосторонних очагах поражения височной области головного мозга.
 
Амузия – это нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую или только что услышанную мелодию, а еще отличать одну мелодию от другой. Мало того, пациенты с амузией оценивают музыку как болезненное и неприятное переживание, которое может вызывать приступы головной боли. Интересно то, что даже пациенты, которые ранее обучались музыкальной грамоте, заканчивали музыкальную школу и имели в этом деле успехи, после возникновения нарушения теряли все свои музыкальные способности. В отличие от аритмии, амузия возникает при поражении исключительно правой височной области головного мозга.
 
Нарушение интонационной стороны речи – несмотря на то, что мы говорим о нарушениях неречевого слуха, нарушения понимания интонации речи относится сюда же, и является следствием поражения правой височной области головного мозга. Пациенты с таким нарушением не могут правильно различать чужие интонации в речи, и сами не могут окрашивать собственную речь интонациями. Их речь ровная, монотонная. По ней очень сложно определить, например, шутит пациент или говорит серьезно. Часто такое нарушение сопровождается неспособностью к пению, т.к. при пении интонационный компонент усиливается. Пациент может повторить, проговорить фразу, но пропеть ее не может. Сюда же можно отнести нарушение эмоционального слуха – когда пациент плохо различает интонации речи, отражающие разные эмоциональные состояния (радость, гнев, печаль).
 
Это были основные нарушения неречевого слухового восприятия, которые могут возникать в более или менее грубых формах. На данный момент нарушения слухового восприятия являются самими сложными и малоизученными из всех остальных. Ученые упорно трудятся над проблемой понимания физиологических и психологических механизмов работы нашей слуховой системы. 

https://zen.yandex.ru/media/id/5c374bb01db07f00abad728a/slyshu-no-ne-vosprinimaiu-sluhovye-agnozii-mogut-kosnutsia-kajdogo-chto-eto-takoe-5c876c0fcd893400b3e4f589

Теги: 

Поделиться: