Ещё одно полезное предложение - завести "сенсорную сумку" или "сенсорную корзину", которая может сопровождать ребенка, куда бы он не отправлялся из дома: ... в детский сад ...в школу ... к бабушке - повсюду!
Идея состоит в том, что, если ребенок начинает терять самообладание и контроль из-за сенсорных раздражителей или перегрузок, то "сенсорная сумка" предоставляет возможность использовать сенсорный подход, чтобы помочь ему справиться с возбуждением или нежелательным поведением.
Поскольку содержимое "сенсорной сумки" для каждого ребенка подбирается, исходя из его индивидуальных сенсорных потребностей, ниже приведено несколько примеров, которые позволят вам начать работу:
• Сенсорные мягкие шарики (сжимать-разжимать)
• Два отпечатка следов ног (можно положить на пол, чтобы прыгать или топтать)
• Лосьон с одним их наиболее успокаивающих ароматов (таких как ваниль)
• Два отпечатка следов рук (можно разместить на стене для глубокого надавливания или толкания)
• Салфетка или небольшое полотенце (чтобы убрать последствия гнева)
• Что-нибудь на чем писать, маленькая доска для письма сухими стирающимися маркерами (например, магнитная)
• Небьющееся зеркало (чтобы ребенок мог видеть свои эмоции)
• Карточки со словами или изображениями (чтобы помочь ребенку идентифицировать свои эмоции)
• Визуальный или звуковой таймер (чтобы стимулировать ребенка успокоиться в течение времени сенсорной стимуляции)
• Движущася, если на нее подуть (как в свисток) игрушка, любым способом издающая отдаленные (приглушенные) звуки.
Являетесь ли вы родителем, учителем или воспитателем ребенка с проблемами сенсорной интеграции - этот сенсорный подход к управлению нежелательным поведением может быть весьма эффективным.
Наш опыт показывает, что сначала, возможно, детей надо побуждать использовать сенсорную сумку, но затем они быстро "открывают" эту возможность для себя и могут стремиться пользоваться ею самостоятельно. Почему же это происходит?
Потому что это заставляет их чувствовать себя лучше и помогает восстановить самообладание, используя позитивный проактивный подход.
Другим, чрезвычайно ценным качеством "сенсорной сумки" является то, что это дает тем, кто живет с ребенком или работает с ним, "ключи" к пониманию, какие виды сенсорной деятельности помогают ребенку успокоиться и перестроиться.
Например, если ребенок часто предпочитает игрушки, движущиеся при дутье на них, то пять глубоких вздохов могут хорошо сработать в качестве успокаивающего средства.
Или, если ребенок часто выбирает деятельность, использующую глубокое давление, например давить на стену, прыгать, топтать следы - то это может быть ребенок, который в качестве успокаивающего средства хорошо реагирует на тяжесть или физическую нагрузку.
Авторы: Polly Godwin Emmons and Liz McKendry Anderson
(из книги Understanding Sensory Dysfunction: Learning, Development and Sensory Dysfunction in Autism Spectrum Disorders, ADHD, Learning Disabilities and Bipolar Disorder)
Перевод С. Архиповой, АКМЕ г. Москва - для Ассоциации специалистов сенсорной интеграции
Редактор перевода Жеглова Е.К.
Источник: http://specialchildren.about.com/od/sensorystrategies/a/sensorybag.htm
Читать дополнительно: