Вы здесь

Сенсомоторное развитие детей с особыми образовательными потребностями

В последние годы по отечественной статистике отмечается большой рост числа детей с задержкой психического развития. ЗПР относиться к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. ЗПР у детей является сложным полиморфным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической и физической деятельности. Определение «задержка психического развития» также используется для характеристики отклонений в познавательной сфере у ребенка с педагогической запущенностью, обусловленной социальной депривацией. На протяжении всей своей педагогической деятельности я углубленно занимаюсь сенсомоторным воспитанием детей с особыми образовательными потребностями.
 
Актуальность проблемы сенсомоторного развития дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия в целом предметов и явлений окружающего мира. Хорошо развитая способность восприятия необходима, значит, её нужно развивать, а начинать надо с младшего дошкольного возраста.
 
Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, что в дальнейшем влияет на успешность его обучения в школе. А от того, как сложится для ребенка школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество.
 
Содержание сенсомоторного воспитания ориентировано на достижение главной цели коррекционно – развивающего обучения детей с особыми образовательными потребностями: дать детям те знания, умения и навыки, которые в первую очередь им необходимы для адаптации к социальной и трудовой жизни в обществе, для ориентировке и приспособления к условиям окружающей их среды.
 
Для того, чтобы ребенок в дальнейшем справлялся с программой детского сада, мною была составлена система работы по развитию сенсомоторики у детей с особыми образовательными потребностями. Свою работу я разбила на три этапа (диагностический, обучающий, итоговый) :
 
Диагностический этап включает в себя:
- проведение диагностического обследования детей и анкетирование родителей;
Основным диагностическим материал является пособие С. Д. Забрамной, О. В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», а также отдельные методики по диагностике познавательной сферы («Доски Сегена», «Чудесный мешочек», разборка и раскладывание матрешки и т. д.) ;
– дополнительно проводила беседы и обсуждения с воспитателем, выявляя “проблемных” детей; – наблюдала за работой детей на занятиях.
 
В результате проведенной диагностики были выявлены дети с низким уровнем сенсомоторного развития, у этих детей нарушена мелкая моторика рук и зрительно-двигательная координация, ограниченны процессы зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия, недоразвитие осязательного анализатора, затруднена ориентировка в пространстве.
 
Неотъемлемой частью моей работы является работа с родителями. Родители играют важную роль в воспитании и обучении ребенка, на них ложится основная ответственность за его развитие. Необходимым звеном всей системы коррекционно-педагогической работы должно стать активное участи в ней семьи, поэтому моя задача обучить родителей способами и приемами поведения коррекционных занятий с ребенком в домашних условиях, помочь им выбрать оптимальное направление работы и познакомить их с ее содержанием. Поэтому в начале учебного года я провожу анкетирование родителей на тему “Развитие сенсомоторики с детьми в домашних условиях”. Ежеквартально проводятся родительские собрания в форме лекций, семинаров и практикумов. Эффективность их проведения напрямую зависит от уровня подготовки, а также от важности и актуальности предполагаемой для обсуждения темы. Каждое родительское собрание обязательно завершается подведением итогов и выдачей конкретных рекомендаций, с учетом уровня образования и степени подготовленности каждого родителя. Существенную помощь родителям могут оказать индивидуальные консультации.
 
Свою работу на обучающем этапе я начала с составления перспективного плана и разработки конспектов по сенсомоторному воспитанию с учетом результатов комплексной диагностики. При планировании занятий, которые проводятся в кабинете дефектолога, я сформулировала цели, подобрала методики и техники для работы, подготовила необходимые материалы и оборудование, продумала разнообразные формы организации детей на занятии: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за столами или расположившись в разных концах кабинета. Каждое занятие носит коррекционно-развивающую и предметную направленность.
 
Дети с ЗПР намного труднее усваивают учебный материал на фронтальных занятий, поэтому целесообразно делить их на две подгруппы. Основными формами коррекционно-развивающей работы являются подгрупповые и индивидуальные занятия. Подгруппы комплектуются из 5-6 детей с учетом интеллектуального и психофизического уровня их развития, психического состояния, сенсорных и речевых нарушений. Индивидуальные занятия планируются на основе индивидуальной программы развития познавательных процессов каждого ребенка (составленной по результатам индивидуального обследования и с учетом не решенных ребенком задач в ходе подгрупповых занятий).
 
3 этап – это итоговая диагностика, которая обуславливает результативность работы и определяет задачи и индивидуальные задания на следующий учебный год. Анализ полученных диагностических данных показал, что в течение комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР прослеживается положительная динамика развития у них познавательных процессов и речи (60%). У большинства детей хорошо развита мелкая моторика руки: умеют регулировать нажим на карандаш при передаче образа. Дети научились определять форму, величину, цвет предмета, образа. Могут из группы объектов выделить предметы по одному признаку (например, выделить все круглые, даже предметы разной фактуры, величины, цвета). У детей развиты ценные качества личности, как целенаправленность, волевая регуляция, самостоятельность, инициатива, аккуратность. Также сформировано умение целенаправленно обследовать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить. Воспитанники научились действовать двумя руками т. е. развиты бимануальные движения. Научились слышать и запоминать последовательность выполнения работы. Дети уже могут выразить свои эмоции при помощи цвета, хорошо умеют подбирать оттенки цветов, соответствующие грусти и веселому настроению.
 
В результате систематически проведенных занятий у детей лучше развивается моторная и сенсорная функции, а сенсомоторное развитие влияет на познавательные функции. Все это в процессе социализации позволяет детям успешнее осваивать различные виды деятельности.
 
Для проведения занятий по сенсомоторному воспитанию мною были изготовлены тренажеры, при работе на которых учитываются острота зрения, индивидуальные особенности ребенка, его темперамент, настроение, состояние нервной системы. Панно «Сетка». Сетка для плетения, составления различных узоров при помощи цветных ленточек и разноцветных шнурков. При выполнении заданий на плетение у детей развивается произвольное внимание, мелкая моторика, зрительно-моторная координация, тренируются зрительные функции: прослеживание, фиксация, цветоразличение.
 
Тренажер «Шнуровка».
Панно сделано из оргстекла. По всей его поверхности на расстоянии 5 см друг от друга расположены отверстия. Для изображения узоров, геометрических фигур, букв, цифр используются разноцветные шнурки. В этих играх развивается глазомер, внимание, зрительно-моторная координация, укрепляются пальцы рук и вся кисть, что, в свою очередь, влияет на развитие головного мозга и пространственного ориентирования, на становление речи.
 
Упражнения вводятся и усложняются постепенно. Педагог предлагает детям различные задания:
 
- Прошнуровать по образцу пунктирные линии с разными интервалами, с чередованием, вертикальные, горизонтальные; выполнить различные дорожки по образцу; шнуровать по словесной инструкции; вышивать цифры и буквы по отверстиям; вышивать узоры сложной формы
 
Тренажер «Гвоздики».
Доска с «гвоздиками», расположенными на расстоянии 5 см друг от друга по всей поверхности доски для изображения фигур, цифр, предметов, узоров и животных при помощи резинок. Основные задачи: развитие наблюдательности, активизация креативного мышления, развитие тонкой моторики, дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти, воображения. Педагог может предложить комплекс заданий:-«Рисование» резинками прямых линий, коротких и длинных, вертикальных и горизонтальных; «Рисование» ломаных линий, треугольников, четырехугольников, разных предметов, животных по образцу, по схеме, цифр, букв по образцу, по памяти, сюжетов, узоров по образцу, по схеме, геометрических фигур.
 
Тактильный центр.
Доска с наклеенными на ней различными предметами из разнообразных материалов с разными тактильными поверхностями. Центр тактильности способствует развитию тактильных анализаторов, мелкой моторики, познавательной активности памяти, мышления и воображения. Задания: ощупать пальцами поверхность; найти определенную поверхность (мягкую, пушистую, гладкую, шершавую, неровную, ребристую) ; ощупать поверхность и определить, на что она похожа (это же задание выполняется и с закрытыми глазами). Игра «Найди и покажи».Ребенку предлагается показать определенную поверхность (металла, дерева, камня, меха и т. д.) .
 
Игра «Опиши предмет».
Ребенок с завязанными глазами ощупывает предмет на панели и описывает его, «Найди пушистого котенка», «Найди колючего ёжика», «Холодный гладкий лед», «Ребристый мостик», «Кочки».
Панно «Цветочная поляна». Панель на развитие цветого гнозиса и зрительно-моторной координации. Можно предложить комплекс заданий. Игра «Найди и покажи правильно». Ребенку предлагается показать нужный цветок по описанию педагога или другого ребенка. Игра «Подбери правильно». Предлагается правильно подобрать крышечку для цветка. А также задания на развитие ориентировочно-пространственного гнозиса. фигур, палочек).
 
Таким образом, систематическая работа дефектолога по познавательному развитию детей с особыми образовательными потребностями является важным составным звеном в комплексной системе их воспитания и обучения.
Поделиться: