Составитель :
Шепова Светлана Владимировна,
педагог-психолог
ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»
Пояснительная записка
Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. Кроме того, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов : приятно-неприятно, комфортно-дискомфортно, прекрасно-безобразно.
Ни для кого не секрет, каков контингент детей и подростков проходят социальную реабилитацию в Центре. Это дети из семей группы риска, из неполных семей с тяжелой жизненной ситуацией и, как правило, психоэмоциональный фон таких детей нарушен, они часто имеют девиантное поведение, воспитывались в системе гипоопеки, являются безнадзорными. Вследствие перечисленных причин у несовершеннолетних возникают склонности к разрушительным действиям, агрессивности, резкие и немотивированные колебания настроения и др. В спокойной доверительной обстановке у детей создается ощущение защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Поэтому мы в условиях ГУСО «СРЦН «Радуга» попытались создать такие условия в сенсорной комнате, в которых дети и взрослые будут получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, дает нам возможность достичь максимальную релаксацию у несовершеннолетних за минимальное время.
В связи с этим была составлена коррекционно-развивающая программа «Радуга чувств» ( далее - Программа).
Цель Программы:
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного и младшего подросткового возраста.
Задачи Программы:
-сформировать умение осознавать свои чувства, эмоции ;
- сформировать умение снимать свое мышечное и психоэмоциональное напряжение,
- развить произвольную регуляцию поведения;
- создать положительный эмоциональный фон;
- снять тревожность.
Программа построена на основе принципов:
1. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии ребенка как особого вида деятельности практического психолога.
2. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. Предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих проблемы и отклонения в развитии ребенка.
3. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития, разработанная в трудах А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка.
4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Согласно требования соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны. И признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности – с другой.
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного и младшего подросткового возраста.
Занятия проводятся в группах по 5-7 человек, продолжительностью 40-45 минут.
Противопоказания участия в Программе
Противопоказанием для проведения сеансов релаксации в сенсорной комнате являются:
- глубокая умственная отсталость;
- инфекционные заболевания;
- судорожная готовность и эписиндром.
Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у детей отрицательные эмоции, знакомство с СК надо начинать, когда все стимуляторы выключены.
Этапы реализации программы
1. Диагностический этап
Перед проведением коррекционной работы с детьми проводятся следующие диагностические методики:
1. «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса и С.Кауфмана. В данном тесте ребенку предлагают нарисовать свою семью цветными карандашами. Цель теста-прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности.
2. Проективный тест «Кактус» М.А.Панфиловой. Ребенку предлагается нарисовать кактус с использованием цветных карандашей. Данный тест предназначен для определения состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия агрессивности, ее направленности и интенсивность.
3. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо". Проективная диагностика детей. Методика включает в себя 14 рисунков (наборы для мальчиков и для девочек), изображающих ребенка без лица в различных ситуациях. Ребенку следует предположить, какое лицо надо нарисовать : грустное или веселое. Цель теста : диагностика эмоциональных реакций ребенка на некоторые привычные для него жизненные ситуации, диагностика тревожности.
4. Тест тревожности Ч.Д.Спилбергера - Ю.Л.Ханина. Тест помогает оценить реактивную и личностную тревожность у ребенка .
2. Подготовительный этап
На данном этапе с детьми проводятся беседы, на которых детей знакомят с сенсорной комнатой , в доступной форме сообщается о понятии «стресс», и проводятся занятия, на которых необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать и выполнять инструкции. Для этого предлагается три техники расслабления:
1) расслабление по контрасту с напряжением;
2) Расслабление с фиксацией внимания на дыхании;
3) Расслабление-медитация.
1.Расслабление по контрасту с напряжением.
При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц ( рук, ног, лица, туловища, глаз).
2. Расслабление с фиксацией внимания на дыхании.
Почти все динамичные упражнения, игры рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полнее расслабиться.
3.Расслабление-медитация.
Детям предлагается как можно внимательнее всматриваться, вслушиваться, погружаться в то или иное состояние.
3. Занятия с использованием метода психомышечной релаксации
На данном этапе с детьми проводится коррекционная работа методом психомышечной релаксации. Дети учатся самостоятельно воздействовать на свой организм, снимают стресс путем мышечного расслабления, изменяя функциональное состояние своей нервной системы. Все занятия состоят из вводной части или информационной, основных дыхательных и релаксационных упражнений, рефлексии.
4. Этап контрольной диагностики
Определяется динамика развития эмоционально-волевой сфер детей и даются рекомендации.
Ожидаемые результаты Программы
- в результате у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества;
- также на данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное телесное выражение различным состояниям и чувствам;
- визуализация образов пробуждает фантазию и образное мышление, дает простор творчеству;
-эмоционально и физически разряжаясь, сбрасывая зажимы, отыскивая в себе глубоко спрятанные чувства страха, беспокойства, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и себе.
Тематический план коррекционно-развивающих занятий
№ п/п
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Всего часов
|
1. Диагностический этап
|
|||
1
|
Вводное занятие: «Диагностика эмоциональной сферы детей».
|
2 ч
|
2 ч
|
1. Подготовительный этап
|
|||
2
|
Знакомство со стрессом и с его последствиями: «Почему мне бывает трудно».
|
1 ч
|
2 ч
|
3
|
Знакомство с сенсорной комнатой «Секреты волшебной комнаты»
|
1 ч
|
|
2. Занятия с использованием метода психомышечной релаксации
|
|||
4
|
«Первичные навыки мышечной релаксации»
|
1 ч
|
16 ч
|
5
|
«Влияние мышечной релаксации на состояние психики и организма»
|
1 ч
|
|
6
|
«В пещере страхов»
|
1 ч
|
|
7
|
«Занятие по обучению диафрагмально-релаксационному дыханию»
|
1ч
|
|
8
|
«Ароматерапия»
|
2 ч
|
|
9
|
«Дыхание и движение»
|
2 ч
|
|
10
|
«Введение элементов самомассажа в сеанс релаксации»
|
2 ч
|
|
11
|
«Шавасана»
|
2 ч
|
|
12
|
«Магия цвета»
|
2 ч
|
|
13
|
«Радуга чувств»
|
2 ч
|
|
4 .Этап контрольной диагностики
|
|||
14
|
Итоговое занятие
|
2 ч
|
2 ч
|
|
Итого :
|
|
22 ч
|
Содержание программы
I. Диагностический этап
Занятие 1. «Диагностика эмоциональной сферы детей младшего школьного и младшего подросткового возраста» ( 2 ч.)
Цель: выявление нарушений в эмоционально-волевой сфере.
Содержание занятия:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информация о занятии.
5. Входная диагностика эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних («Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана; проективный тест «Кактус» М. А. Панфиловой; тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо"; тест тревожности Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина).
6. Заключение. Выводы. Рефлексия.
II. Подготовительный этап
Занятие 2. «Почему мне бывает трудно» ( 1ч.)
Цель: дать представления о механизмах протекания стрессовых реакций и взаимосвязи мышечного напряжения с эмоциональным; формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информационный блок.
5. Практический блок: чтение рассказа «Вот если бы все было не так», упражнение «Даже если ..» - «В любом случае»
6. Знакомство с навыками саморегуляции: упражнения «Продумай заранее», «Расслабление под музыку», «Домик», «Кнопка».
7. Заключение. Выводы. Рефлексия.
Занятие 3. «Секреты волшебной комнаты» ( 1 ч.)
Цель: знакомство с сенсорной комнатой, с ее оборудованием, с правилами использования данного оборудования.
Содержание :
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Информационный блок. Разгадывание секретов сенсорной комнаты.
4. Заключение. Выводы. Рефлексия.
III этап – занятия с использованием метода психомышечной релаксации.
Занятие 4. «Первичные навыки мышечной релаксации» ( 1 ч.)
Цель: сплочение детского коллектива; стабилизация эмоционально-волевого фона детей.
Содержание занятия:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информационный блок.
5. Практический блок: упражнения «Цвет моего настроения», «Ушки-ай», «Шарик».
6.Знакомство с навыками саморегуляции: релакс-упражнение «Путешествие в мир фантазии», упражнения «Струночка», «Ушки», «Звуки».
7. Заключительная часть: упражнение «Цвет моего настроения». Выводы. Рефлексия.
Занятие 5. «Влияние мышечной релаксации на состояние психики и организма релаксации» ( 1 ч.)
Цель: развитие произвольного поведения и волевой регуляции; стабилизация эмоционально-волевого фона детей.
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение целей и темы занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информационный блок: упражнения «Цвет моего настроения», «Дыхание ноздрями», «Шарик».
5. Практический блок: релакс-упражнение «Путешествие в мир фантазии», упражнения «Солнышко», «Кнопка мозга»,«Звуки».
6. Заключительная часть: упражнение «Цвет моего настроения».Выводы. Рефлексия.
Занятие 6. «В пещере страхов» ( 1 ч.)
Цель : снижение уровня тревожности.
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Практический блок: упражнения «Я так боюсь, а многие этого не боятся», «Страшилки», «Я думаю, что причиной моего страха являются…», «Я не боюсь»,
«Надувная кукла», «Рисуем свои страхи».
5.Заключительная часть: упражнение «Уничтожим свои страхи». Выводы. Рефлексия.
Занятие 7. «Занятие по обучению диафрагмально-релаксационному дыханию» ( 1ч.)
Цель: обучение детей правильному координированному диафрагмальному дыханию.
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информационный блок: упражнение «Давайте поздороваемся!», игра «Все вместе», упражнение «Цвета настроений» .
5. Практический блок: дыхательные упражнения ( с использованием музыкотерапии) «Задуть воображаемую свечу», «Счет 7-14», мышечная релаксация (с использованием музыкотерапии) «Расслабим мышцы…».
6. Заключительная часть: упражнения на восстановления дыхания (с использованием музыкотерапии) «Восстановим дыхание» . Выводы. Рефлексия.
Занятие 8. «Ароматерапия» ( 2 ч.)
Цель : знакомство с ароматерапией, формирование произвольной регуляции настроения.
Содержание занятие:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информационный блок.
5. Практический блок: упражнения «На какой запах похоже мое настроение?», «Дышим правильно», «Расслабление в 12 точках», «На лугу», «Свеча», «Поплавок» , «На какой запах похоже мое настроение?», «Ароматический ветер», «Звуки», «Кошка», «Насос», «Радуга»,«Путешествие на белом облаке», «Ленивая восьмерка»..
6. Заключительная часть: упражнение «Мое настроение похоже на запах…». Выводы. Рефлексия.
Занятие 9. «Дыхание и движение» ( 2 ч.)
Цель: развитие произвольного внимания, координация дыхания и движений.
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информационный блок: упражнения «Цвет моего настроения», «Дыхание», «Звуки» .
5. Практические упражнения: упражнения «Ты на большом красивом корабле», «Замок», «Растяжки для ног», «Кошка», «Дерево» «Травинка на ветру», «Замок», «Подснежник», релаксационные упражнения «Лес», «Путешествие на белом облаке», «Заветное место», «Путешествие на лодке».
6. Заключительная часть: упражнение «Цвет моего настроения». Выводы. Рефлексия.
Занятие 10. «Введение элементов самомассажа в сеанс релаксации» ( 2ч.)
Цель: обучить детей самостоятельно снимать напряжение методом самомассажа.
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информационный блок: упражнения «Хорошее слово другу», «Дыхание на счет 7-14», «Звуки», «Доброе трепло» .
5. Практический блок: упражнения «Ладошки», «Обними плечи», «Домик», «Восьмерка», «Ежик», релаксационные упражнения «На лугу», «У реки», «Расслабление разных групп мышц», « Поплавок».
6. Заключительная часть : упражнение «Хорошее слово другу», «Костер дружбы». Выводы. Рефлексия.
Занятие 11. «Шавасана» ( 2 ч.)
Цель: обучить элементам релакс-йоги, стабилизировать эмоционально-волевую сферу.
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информационный блок.
5. Практический блок: упражнения «Хорошее слово другу», «Яйцо», «Тоннель»,
«Вдох-выдох», «Движения глазами», «Шавасана», «Эмбрион», «Лодочка»,
« Струночка», «Кобра».
6.Заключительная часть: упражнение «Благодарю», «Пробуждение на счет 1-10». Выводы. Рефлексия.
Занятие 12. «Магия цвета» ( 2 ч.)
Цель: учить выражать основные эмоции, развивать произвольность внимания и памяти.
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информационный блок. Упражнение «Цвет моего настроения».
5. Практический блок: упражнения «Солнечная дорожка», « Представьте себя кисточкой», «Карандаш», релаксационные упражнения «Цветной воздух», «Рисунок Зеленого карандаша : волшебный сон», «Рисунок Желтого карандаша : солнечный день».
6. Заключительная часть : упражнение «Пробуждение на счет 1-10». Выводы. Рефлексия
Занятие 13. «Радуга чувств» ( 2ч.)
Цель : закрепление навыков психомышечной релаксации, создание положительного эмоционального фона у детей.
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информационный блок: упражнения «Цвет моего настроения»,.
5. Практический блок: упражнения«Счет», «Звуки» , «Расслабление в 12 точках», «Кошка», «Дерево» , «Расслабление по Эверли-Якобсону», «Домик», «Растяжки для ног»,«Ушки-ай»,«Восьмерка»,релаксационные упражнения «Поплавок», «Путешествие на радугу», «Свеча»,«,Путешествие на белом облаке», «Луг» .
6. Заключительная часть : упражнение «Цвет моего настроения». Выводы. Рефлексия.
IV . Этап контрольной диагностики
Занятие 14. «Итоговое занятие» ( 2ч.)
Цель: Определение динамики развития эмоционально-волевой сферы детей младшего и среднего школьного возраста.
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информация о занятии.
5. Итоговая диагностика эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних («Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана; проективный тест «Кактус» М. А. Панфиловой; тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен ; тест тревожности Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина).
6. Заключение. Выводы. Рефлексия.
Список источников
1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам [Текст] / Е.А.Арефьева // М.: ТЦ Сфера, 2011.
2. Беляускайте, Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка[Текст] / Р.Ф.Беляускайте // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М.:Знание, 2001.
2. Брусиловский, Л.С. Музыкотерапия, в кн.: "Руководство по психотерапии" [Текст] Л.С. Брусиловский /, Ташкент, 2002.
3. Все идет нормально? Комплект диагностических методик для комплексного обследования младших школьников [Текст] /Авт.- сост. В.И.Екимова, А.Г.Демидова, - М.:АРКТИ, 2007.
4. К вершинам мастерства[Текст] /Волгоград : Учитель-АСТ, 2005
5. Комната психологической разгрузки (из опыта работы детско-подросткового отделения психоневрологического интерната N10) [Текст] / Сост. Горошенкова Н.В., - СПб, 2007.
6. Костина , Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. [Текст] / - СПб.: Речь, 2008.
7. Рекомендации по разработке и рецензированию программ дополнительного образования детей. [Текст] /Автор - сост. Шарахова Л.Н., методист по дополнительному образованию МРИО, Саранск, 2008.
8. Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методические рекомендации. [Текст] / - М.: 000 Фирма "Вариант", 2011.
9. Хватова, М.В. Влияние пролонгированного музыкального воздействия на развитие функций мозга ребёнка. [Текст] / Автореферат, - Тамбов, 2002.
10. Шилова, Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. [Текст] / М.:Айрис-пресс , 2004.
Интернет - ресурсы:
11 .http://festival.1september.ru [Сайт «Фестиваль педагогических идей»];
12. http://5psy.ru [Сайт «Первый психологический портал г. Пятигорска»];
13. http://www.psiholognew.com [Сайт «В помощь психологу»];
14.http://nsportal.ru [Сайт «Социальная сеть работников образования»];
15. http://www.vashpsixolog.ru [Сайт « Ваш психолог»].