Вы здесь

Проблема развития восприятия у детей. Сенсорная реабилитация.

Республиканское Объединение по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов
Т.Е. Браудо, Ю.А. Кириченко Е.А. Соловьева, М.В. Ряховская. Под редакцией профессора Е.Т. Лильина
 
По восприятию окружающего мира мы условно можем быть отнесе­ны к трем типам: видеолистам, аудиолистам и кинестетикам, т.е. веду­щей в нашем восприятии является слуховая, зрительная или осязатель­ная модальность. Это разделение весьма условно, и полностью не может отражать ту сложную структуру личности, которую представляет собой современный человек. Однако, само существование такого подхода поз­воляет лишний раз убедиться в том, что сенсорное развитие играет ог­ромную роль в психологическом и социальном становлении личности.
 
Подтверждением этому является, например, психическое развитие детей в условиях сенсорного голодания (сенсорной депривации). Нару­шения зрения или слуха, а также воспитание в условиях искусственно обедненной среды (отсутствие новых и разнообразных зрительных и слуховых стимулов в сочетании с дефицитом общения со взрослыми) отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка. В част­ности, наблюдается задержка в появлении зрительного сосредоточения, ориентировочной реакции на звук, целенаправленных движений, а сле­довательно, предметной деятельности и речи.
 
Недоразвитие и десинхронизация (нарушение синхронности, согла­сованности) эмоционально-волевой сферы ребенка, его зрительного, слухового и тактильного восприятия являются составными частями та­кого хорошо известного в коррекционной педагогике диагноза, каким является задержка психоречевого развития.
Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики до­казал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
 
Одним из современных методов сенсорной реабилитации является специально разработанная установка «Снузлин». Первоначально «Снузлин» или Сенсорная комната, был разработан в Голландии с це­лью обеспечения больных с интеллектуальной недостаточностью под­ходящими средствами для проведения досуга и раскрепощения. Само слово «Снузлин» — составленное из «обонять» и «осязать», трансфор­мированное из голландского языка, является попыткой выразить кон­цепцию взаимодействия ощущений и эмоций.
 
Определяющим постулатом послужило утверждение, что для обес­печения деятельности инвалида необходима разработка особой, специ­ально организованной окружающей среды, в частности, учитывающей недостаточность восприятия.
Поэтому в настоящий момент «Снузлин» нашел широкое примене­ние в практике зарубежной реабилитологии.
 
Например, в центре Вит-тинттон Холл города Честерфильда, сотрудники которого давно зани­мались исследованием сенсорных впечатлений, удалось создать свою концепцию «Снузлина», как своего рода  досугового Центра, позволяю­щего обеспечить широкий спектр сенсорных впечатлений людям с раз­личной степенью интеллектуальной и физической недостаточности. При этом посетителям Сенсорной комнаты предоставляется возмож­ность самим выбирать способ и силу воздействия различных стимулов расслабляющего или, напротив, активизирующего характера, а также их последовательность. В обязанности сотрудников входят выяснить, что именно хочет в данный момент пациент и реализовать его желание. Авторы этой концепции особенно подчеркивают исключение необхо­димости какой бы то ни было интеллектуальной работы со стороны па­циента (в данной модели использования Сенсорной комнаты). Следо­вательно, данная модель может применяться не для коррекции интел­лектуального дефекта, а только для обеспечения лиц, находящихся в условиях сенсорной депривации необходимым объемом разного рода ощущений, умения самостоятельно влиять на окружающую среду с це­лью получения приятных ощущений от света, звука, движения, так­тильных и вкусовых раздражителей.
 
Идентичным образом идея «Снузлина» находит применение в рабо­те с субъектами, обладающими высокой активностью и саморазруши­тельными тенденциями в поведении. Для оптимизации активности и поведения таких детей применяются упражнения, направленные на ре­лаксацию. Успокаивающая музыка, мягкий свет, теплый, наполненный водой матрац, звуки природы — вот те возможности «Снузлина», кото­рые помогают ребенку максимально расслабиться и успокоиться.
 
Большое разнообразие стимулирующих влияний позволяет также оказывать помощь детям, страдающим синдромом раннего детского ау­тизма (РДА). Известно, что детям с данной патологией доставляет осо­бое удовольствие игра со светом, звуком, водой, песком. При налажива­нии контакта с аутичным ребенком взрослый должен воспользоваться ситуацией, дающей дополнительную возможность выполнения совместного действия, вызывающего у ребенка положительные эмоции. В си­туации максимального воздействия различных раздражителей взрос­лый оказывается особенно необходимым ребенку. В этом случае следу­ет помнить об осторожности в использовании «Снузлина», учитывая особую чувствительность детей с РДА. Вся методика коррекционной работы с детьми с данной патологией должна строится с учетом инди­видуальных рекомендаций, данных психиатром или психоневрологом, наблюдающим ребенка.
 
Общий комплекс упражнений в Сенсорной комнате
Сотрудниками нашего Объединения разработана специальная мето­дика, позволяющая использовать «Снузлин» или Сенсорную комнату не только, как средство проведения досуга и релаксации детей с ограни­ченными возможностями, но и как один из методов коррекции сниже­ния темпа психоречевого развития ребенка, развития его познаватель­ной мотивации и произвольного внимания.
 
Методика коррекционной работы основана на поэтапном включе­нии и синхронизации всех сенсорных потоков через различные виды стимулирующего воздействия и, что особенно важно, самостоятельной деятельности ребенка.
 
Еще Л.С. Выготский (1932) обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит слож­ный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на кото­рой начинает формироваться речь».
Руководствуясь его же теорией о сложной структуре дефекта, можно отчасти объяснить те неудачи, с которыми сталкиваются работники психолого-педагогической службы, пытаясь скоррегировать задержку психоречевого развития ребенка, его интеллектуально-познавательной сферы, не принимая во внимание особенности состояния восприятия.
 
Поэтому первые занятия с использованием «Снузлина» должны быть посвящены выработке тактильных и кинестетических ощущений.
 
Как отмечала Е.Д. Хомская (1982), кожно-кинестетическая или об­щая чувствительность занимает особое место среди различных видов чувствительности. Являясь филогенетически одной из самых древних, она может быть представлена, как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствитель­ность является основой всех видов движений.
 
Кожно-кинестетическая чувствительность — это сборное понятие, объединяющее несколько видов. Е.Д. Хомская (1982) разделяет их в це­лом на две категории:
а) виды чувствительности, связанные с рецепторами, содержащими­ся в коже;
б) виды чувствительности, связанные с рецепторами, находящими­ся в мышцах, суставах и сухожилиях.
 
Первые занятия с детьми посвящены профилактике или устранению так называемой «тактильной агнозии текстуры объекта». Для этого мы предлагаем дополнить комплектацию Сенсорной комнаты специаль­ными панно, на котором представлены материалы, распределенные по следующим признакам: «шероховатость» — «гладкость», «мягкость» -«твердость».
 
Перед посещением Сенсорной комнаты проводится установочная беседа, которая должна соответствовать возрасту детей, быть легко до­ступной для понимания. Детям рассказывается о том, что они пойдут в «волшебную комнату», где есть много сюрпризов, но волшебник откро­ет их нам только после того, как мы выполним его задания.
 
Только после беседы, детей вводят в комнату, где включен мягкий, приглушенный свет. Методист, или лучше если это будет голос «вол­шебника», записанный на магнитофон, просит детей пройти по «вол­шебной дорожке». В зависимости от возраста и умственных способнос­тей детей инструкцию нужно давать в разной форме, например, для подростков необходимо оговаривать цели и задачи пребывания в ком­нате, для дошкольников и младших школьников — организовать игру или сказку. Мотив работы в Сенсорной комнате должен подбираться в зависимости от ведущей деятельности ребенка.
 
С предлагаемой текстурой дети знакомятся дважды: сначала прохо­дя по панно босиком, затем ощупывая его руками. После соответствую­щего ознакомления, методист предлагает детям самостоятельно найти ту или иную текстуру.
Завершением занятия и поощрительным призом может быть «купание» в сухом бассейне.
 
Во время второго занятия в Сенсорной комнате детям предлагается пройти по специальному панно, где представлены объемные геометри­ческие фигуры, буквы или цифры, но не просто пройти, а сначала но­гой, затем рукой обвести контуры предлагаемых фигур.
 
После выполнения задания, включается боковой свет и методист просит детей в воздухе нарисовать знакомые контуры, используя эф­фект теневого театра. Изменения вносятся и в занятия в сухом бассей­не, которые дополняются первым включением слухового анализатора: дети должны с изменением музыкального оформления выполнять в бассейне определенные, доступные для ребенка действия. В завершаю­щей части занятия используется теплый водяной матрац со звучащей в глубине музыкой. В качестве дополнительной стимуляции может быть использован дополнительный набор ароматов.
 
Следующее занятие в Сенсорной комнате посвящено одному из на­иболее трудных моментов акустического (слухового) восприятия: узна­ванию предметов или явлений по соответствующему звучанию. Для этого используются специальные картины, проектируемые на стену и соответствующее музыкальное оформление. Нельзя не отметить, что введение новых элементов происходит параллельно закреплению навы­ков, полученных на предыдущих занятиях.
 
В качестве дополнительных возможностей развития перцептивных способностей воспитатель может на этом этапе использовать в работе четыре различных раствора:
  • сладкий (раствор сахара),
  • соленый (раствор соли),
  • кислый (раствор яблочного уксуса или лимона),
  • горький раствор.
Более подробное описание методики этой работы можно найти в различных изданиях Монтессори-материалов.
 
Работу по развитию зрительного восприятия необходимо начинать с плетения цветных (сверкающих) шнуров. В процессе этой работы детям дается возможность, находясь под воздействием сложного сенсорного потока, сконцентрировать свое внимание на определенном световом раздражителе. Эти упражнения также помогают развитию произволь­ности.
 
Закрепляющим моментом является занятие в сухом бассейне, в ходе которого дети должны выдавать определенную реакцию не только на изменение звукового раздражителя, но и на изменение цвета шаров.
 
Работа с использованием цветных цилиндров посвящена (в данной педагогической системе) сличению по цвету двух, на первый взгляд раз­личных для ребенка систем: кнопок пульта и цилиндров с цветными пу­зырями. Работа с данным тренажером направлена на формирование сложного понятия, что своим действием ребенок может изменить цве­товое оформление окружающей его действительности. Для закрепления этого понятия важной является начало работы в компьютерном классе с различными программами-раскрасками.
 
Использование компьютерных игр до соответствующих занятий в Сенсорной комнате может при наличии у ребенка определенных видов расстройств, привести к несформированности цепочки «собственное действие — изменение на мониторе».
Использование «зеркального шара» в качестве тренажера для разви­тия зрительного гнозиса с акцентуацией на частях целого, мелькающих объектах должен применяться крайне избирательно. В частности, он не показан в работе с детьми, имеющими тенденцию к различного рода аутическим проявлениям, а также страдающим эпилепсией.
 
Вводить различные сенсорные модальности необходимо посте­пенно, сопровождая многократным кратким и однотипным объясне­нием.
 
Для закрепления полученных навыков, как в Сенсорной комнате, так и через некоторое время в группе воспитатель может провести заня­тие на развитие того или иного вида восприятия. Например, с целью развития тактильно-двигательного восприятия вне Сенсорной комнаты традиционно используются различные варианты игры «Волшебный ме­шок». Ребенку предлагается определить предмет, его текстуру, форму, материал, из которого он изготовлен, вес, температуру. Целью этого за­дания является также обучение ребенка перцептивным действиям, т.е. ощупыванию предмета, целенаправленному передвижению ладони и пальцев по его поверхности.
Оборудованием является «волшебный мешок»: непрозрачный ме­шок с завязками, в который кладется определенный набор кусочков ткани, игрушек, бытовых предметов или геометрических фигур. Детям дается инструкция найти предмет по образцу, воспринимаемому зри­тельно, зрительно-тактильно или только тактильно, а также по назва­нию. Наиболее сложным заданием является определение хорошо зна­комых, обследованных на предыдущих занятиях предметов без предъ­явления образца и в условиях, когда ребенок точно не знает, что лежит в «волшебном мешке». Рассмотрим вариант подобной игры, которую можно проводить, как в Сенсорной комнате, так и игровой комнате.
 
Помоги кукле
Цель: Научить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и ве­личин, при этом, опираясь на зрительный образец, уточнять и закреп­лять названия предметов, величин, форм.
Оборудование: «волшебный мешок», набор игрушечной посуды (раз­ной величины тарелки, блюдца, ложки и чашки).
Ход игры: Детирасполагаются вокруг педагога. Педагог демонстри­рует куклу, объясняя, что зовут ее Маша, она пришла на наше занятие. Педагог объясняет, что Маша купила посуду и должна накрыть стол к приходу гостей, показывает отдельные предметы из набора и просит найти такой же предмет в «волшебном мешке». Дети выполняют зада­ние, ориентируясь только на вид предмета.
 
Разбирая занятие, следует обратить внимание на точное соответст­вие выбранного предмета предъявляемому образцу. Интересным и важ­ным разделом работы по развитию тактильно-двигательного восприя­тия является обучение восприятию различной температуры предметов, а также соотнесение ее с наиболее характерными явлениями природы.
 
Можно предложить детям следующую игру:
Откуда вода?
Цель: Научить определять температуру воды, связывать температуру с определенным явлением окружающего мира.
Оборудование: Бутылочки с очень холодной, тепловатой, теплой и горячей водой. Картинки с изображением проруби в реке зимой, реки весной и летом, чайника, стоящего на плите.
Ход игры: Педагог сообщает, что эту воду он взял в разных местах, по­казывает картинки. Жалуется, что забыл, откуда какая вода взята, так как перепутал бутылки и просит детей помочь ему определить, откуда может быть взята вода в каждой бутылке. Дети по очереди ощупывают бутылки и подбирают соответствующие картинки, обсуждая свой вы­бор. В конце занятия вместе с детьми педагог подводит итог, обобщая ответы детей об изменении температуры воды.
 
При развитии слухового восприятия большое внимание следует уде­лить развитию неречевого слуха. С этой целью проводятся занятия на­правленные в начале на развитие элементарной реакции на слуховой раздражитель, затем на его различение и использование как сигнал к Действию, осмысление.
 
Важно научить распознавать различные звуки, определять источник звука, его направление и удаленность, а также направление и скорость его движения. Все это поможет детям лучше ориентироваться в окружаюшей среде. Наиболее просто дети воспринимают звуки не только на слух, но и с опорой на зрение: слухозрительно, что должно предшество­вать изолированному слуховому восприятию.
 
Приведем примеры игр, направленных на развитие слухового вос­приятия.
Что звучало?
Цель: научить детей различать на слух инструменты, похожие по зву­чанию.
Оборудование: гармонь, детское пианино и металлофон, ширма.
Ход игры: На столе педагога стоят инструменты. Педагог играет по очереди на каждом инструменте, дети называют инструмент. Затем пе­дагог объясняет детям, что они сейчас будут угадывать, какой инстру­мент звучал. Для этого они должны внимательно слушать. Педагог за­крывает игрушки ширмой и играет на одном из них. Дети должны на­звать этот инструмент. Через некоторое время педагог вызывает одного за другим нескольких детей и предлагает детям узнать, на каком инстру­менте они сыграют. В заключение занятия педагог снимает ширму и еще раз играет на каждом инструменте.
 
Найди, где звенит
Цель: Научить по звуку определять направление в пространстве.
Оборудование: бубен.
Ход игры: педагог показывает детям бубен и предлагает послушать, как он звенит, предоставляет возможность детям самим позвенеть. За­тем рассказывает, в какую игру дети будут сейчас играть: все закроют глаза, а он отойдет, позвенит, и все дети должны тотчас открыть глаза и бежать к нему. Самым внимательным будет тот, кто быстрее подбежит к педагогу. В начале игры педагог отходит недалеко от детей. Постепенно расстояние увеличивается. Направление движения постоянно меняет­ся. Во время игры педагог следит, чтобы дети не открывали глаза, пока звенит бубен.
При развитии зрительного восприятия су шествуют упражнения на­правленные на восприятие формы, размера, цвета, а также целостного образа. Остановимся на последней группе упражнений. Детям предла­гаются сборно-разборные игрушки, в которых не хватает деталей для определения того, чего именно недостает. Это упражнение помогает су­дить о развитии уровня обобщения, уровня развития абстрактного мы­шления, произвольного внимания. При работе с детьми с органически­ми поражениями ЦНС необходимо учитывать возможность пространственных нарушений и нарушений зрительно-моторной координации. Данный вид упражнений способствует их коррекции.
 
В дополнение упражнений, выполняемых в игровой, в условиях Сенсорной комнаты, детям можно предложить рассмотреть абстракт­ную картину, спроецированную на стену (космические, морские пейза­жи и т.п.), и пофантазировать, какие отдельные детали наталкивают на определенные ассоциации, описать, с чем могут быть связаны эти ассо­циации.
 
Для развития обоняния следует проводить упражнения, задачей ко­торых является узнавание различных запахов и определение их источ­ников. С этой целью можно использовать, как естественные источники запахов (дольки лимона, цветы, чеснок, различные фрукты и т.д.), так и самостоятельно изготовленные ароматные подушечки, наполненные травой, пропитанные духами и др. Таким образом составляется «библи­отека запахов».
 
При невозможности приобретения «Снузлина» мы рекомендуем ор­ганизовать «сенсорные уголки» в игровых помещениях. Их можно обо­рудовать при помощи подручных средств. Например, угол в комнате от­гораживается занавеской или ширмой для создания ощущения изоли­рованности и безопасности; в качестве сидения используется мягкая банкетка, мат или кресло; живые или искусственные цветы, аквариум с подсветкой, окно, при помощи цветной пленки превращенное в вит­раж, магнитофон или проигрыватель с медленной музыкой успокаива­ют и способствуют расслаблению. В этом уголке можно проводить за­нятия по развитию восприятия с использованием наборов Монтессори, «библиотеки запахов», «волшебного мешочка» и других средств.
 
Использование Сенсорной комнаты при коррекции нарушений психического развития.
Перейдем к подробному рассмотрению упражнений, направленных на коррекцию конкретных нарушений восприятия, познавательной и эмоциональной сферы (развитие фантазии, устранение эмоциональной скудности, снижение уровня тревожности и уровня агрессивности).
 
С Целью коррекции этих расстройств мы предлагаем следующие вариан­ты работы.
 
Упражнение 1.
Подростков приглашают в Сенсорную комнату, рассаживают по кругу.
Инструкция: «Сейчас вы закроете глаза и попробуете представить се­бе, что-то очень приятное, это могут быть хорошие воспоминания или мечты». Детям раздается по листу бумаги, на пол кладутся карандаши, пластилин, фломастеры. «С закрытыми глазами нужно выбрать тот ма­териал, из которого вы бы хотели изобразить свое внутреннее состоя­ние. Это могут быть замысловатые узоры, несуществующие цветы и т.п. Слушайте свои внутренние ощущения, которые будут направлять вашу руку. В процессе работы карандаши нельзя менять».
Включают спокойную расслабляющую музыку и примерно через 5 минут включают ароматизатор. Задание выполняется примерно 10-15 минут. Далее по желанию детей каждый рассказывает о своих впечатле­ниях, ощущениях, которые они испытали за время тренинга, что они пытались нарисовать на бумаге.
Необходимо отметить, что при обсуждении нельзя критиковать, подшучивать, иронизировать над чувствами, прозвучавшими мыслями и ощущениями. Это распространяется не только на методиста, но и на участников группы.
 
Упражнение 2.
Рассчитано на детей младшего школьного возраста. Направлено на развитие эмоциональной сферы. Задачей данного упражнения являет­ся научение детей выражать свое эмоциональное состояние в движе­ниях и позе, что особенно важно для детей с двигательными наруше­ниями.
Инструкция: «Сейчас мы включим музыку и постараемся предста­вить себя в каком-либо образе (животного, растения, папуаса и т.д.), ко­торый бы соответствовал музыке, а потом изобразим его».
При помощи этого упражнения дети учатся выражать свои эмоции в танце, это помогает осознанию своего эмоционального состояния, выплескиванию своей агрессивности не на кого-либо, а в пространст­во, где никто не пострадает, никто не будет ругать и осуждать. Именно в это состоит главный психотерапевтический эффект данного упраж­нения.
 
Упражнение 3.
Рекомендовано для детей всех возрастов, направлено на преодоле­ние ночных страхов и неврозов. Дети рассаживаются в круг.
Инструкция: «Сейчас мы с вами будем рассказывать друг другу, что нам снится. Расскажите наиболее страшный, наиболее счастливый сон или то, что приснилось сегодня».
Ребенок сам должен подобрать к своему сну картинку, запах, цвет, подходящую музыку, и на созданном фоне рассказать сон. Если сон страшный, нужно стараться наиболее точно донести свои ощущения до окружающих. Это помогает ребенку вспомнить, заново пережить и про­работать свои страхи. В ходе рассказа группе о своих ощущениях он вы­водит вовне тревожащие его чувства.

 

Поделиться: