Во время недавнего моего телефонного разговора мама шестиклассника жаловалась на то, что ее сын никак не может высидеть до конца уроков. Школа хочет проверить его на СДВГ. Да уж, подумала я, звучит так знакомо. Как педиатр я понимаю, насколько это общая проблема сегодня. Пока одни дети радостно покидают стены школы, получив похвалу за «хорошее поведение», другие дети выносят оттуда только негативные эмоции, ведь они не смогли «сидеть смирно». Мама на другом конце телефонной трубки уже плачет. Срывающимся голосом она говорит: «Сын постоянно произносит «Я себя ненавижу», «Нет ничего, чтобы у меня получалось». Самооценка ребенка падает все ниже, а разгадка всего лишь кроется в том, что ему жизненно важно больше двигаться.
СДВГ все чаще диагностируется у детей. Учительница начальных классов в местной школе, с которой я недавно общалась, сказала мне, что из 22 учеников уже 8 с трудом могут сосредоточить свое внимание. Между тем, от детей все чаще ждут того, что они будут тихо и спокойно сидеть как можно дольше. Даже в детском саду воспитательницы просят угомониться детей как минимум на полчаса несколько раз в течении дня.
Проблема современного ребенка в том, что ему постоянно нужно или сидеть, или стоять. Попробуйте найти детей, которые бы имели возможность много лазить по деревьям, кататься на велосипедах, просто так кружиться на месте. Если вы задумаетесь на мгновение и вспомните свое детство, то поймете, насколько меньше подвижных игр стало сегодня. Из-за нагрузок в учебе у детей уже нет времени на то, чтобы просто поиграть во дворе (еще от таких игр детей отгораживает родительский страх). Давайте вместе посмотрим проблеме в лицо: дети сегодня очень мало двигаются, им не хватает движения и это становится настоящей напастью.
Недавно я проводила исследование с пятиклассниками. Я прошла в класс и заняла место позади всех. Это был конец дня и учитель просто читал детям книгу. То, что я увидела в классе, я давно не встречала: одни дети раскачивались на стуле с огромной амплитудой, другие жевали резинки на концах карандашей. И это не был какой-то особенный класс. Наоборот, это был популярный класс в школе с художественным уклоном. Сначала у меня родилась мысль, что никто не мог спокойно усидеть на месте из-за того, что все устали, как никак, день подходил к концу. И хотя в этом была доля истины, правда заключалась в другом.
Мы сделали несколько тестов и увидели, что у детей недостаточно развита мускулатура. Мы провели исследования еще в нескольких классах и поняли, что (в сравнении с данными из 80-х) только одного из двадцати детей можно было назвать достаточно сильным и физически развитым. И вот тогда я задумалась. Только одного! Да всем этим детям просто не хватает движения!
Многие дети сегодня имеют неразвитый вестибулярный аппарат, и причина этого кроется в ограниченности движений. Именно для того, чтобы развить свое тело, детям так важно двигаться. Причем двигаться постоянно. Это равносильно обычным упражнениями, которые нельзя делать раз в неделю и ждать результата. Поэтому нельзя ожидать, что пара занятий физкультурой (даже если речь идет о целом футбольном матче), может спасти положение. Сейчас дети отправляются в школу, и их тело подготовлено к учебе пожалуй хуже, чем это было когда-либо ранее.
И вот, что мы наблюдаем. Дети не имеют достаточно развитый мышечный корсет, им трудно даются постоянные физические нагрузки (а сидеть ровно – это достаточно большая нагрузка), а их при этом их еще и просят сосредоточиться. Дети раскачиваются на стулья именно потому, что им не хватает движения, и вы не сможете заставить их сидеть смирно для того, чтобы «включить мозг». Если вы говорите «сиди смирно», и дети вам подчиняются, то их мозг просто «засыпает».
Да, невозможность угомонить детей, то, что им сложно сосредоточиться и хотя бы какое-то время посидеть ровно на стуле, не пытаясь качаться, это и есть проблема. Это очень важный показатель того, что за день у детей было слишком мало активности. Жизненно необходимо, чтобы у детей была возможность после их возвращения из школы погулять на улице, размяться, побегать, поиграть. И речь идет о продолжительных прогулках, а не о двадцати минутах в день. Им нужны часы для того, чтобы их вестибулярный аппарат развивался достаточно хорошо, чтобы мышечный корсет также развивался. Так опосредованно игра станет залогом успешной учебы.