Три веских основания считать тревожность побочным эффектом SPD
1. По НЕ ВЫЯСНЕННЫМ причинам, мозг переключается на симпатическую нервную систему с большей частотой, чем нейротипичный мозг, поэтому такой мозг будет естественно чувствовать "тревогу", когда включает реакцию "бить или бежать" все время. Совокупный результат этого – в организме высвобождается все больше и больше гормонов стресса по всему телу.
2. Разве вы не будете беспокоиться, если в любой момент времени вы понятия не имеете, как будете реагировать на что-либо? Каково вам, если звуки, прикосновения, движения и.т.д. могут доставлять удовольствие… а могут причинять боль, или вызывать тошноту, учащенное сердцебиение и пот на ладонях? Не правда ли страшно чувствовать, что то, что было забавой и удовольствием в один момент (например, качели в парке), в следующий момент вызовет сильную тошноту и головокружение. Это бывает, когда сенсорная модуляция "шалит".
3. Когда у ребенка все время чрезмерная реакция (повышенная чувствительность) к одному или более типам сенсорных воздействий, тревожность обязательно будет присутствовать… возьмем тактильные контакты… когда легкое прикосновение ощущается вами как удар, разве бы вы не тревожились находясь в толпе людей, случайно толкающих вас? Что говорить о групповых занятиях, стоянии в очереди (в строю), или поездке в парк… затем добавьте, возможно, слуховую чувствительность и чувствительность к запахам.
Тревожность – побочный эффект SPD и очень существенный.
Тревожность – побочный эффект SPD и очень существенный.
На протяжении многих лет я, как специалист, работала со многими детьми, имеющими несколько диагнозов.
Со временем, в течение которого я узнавала все больше и больше об SPD, и понимала индивидуальность каждого ребенка с его уникальной сенсорной историей… я начала видеть систему… многие, если не большинство детей, с которыми я работала, еще имели диагнозы ADD/ADHD (синдром дефицита внимания/синдром дефицита внимания и гиперактивность), OСD (обсессивно-компульсивное расстройство) и/или общее тревожное расстройство (GAD).
По моему профессиональному мнению (и многие коллеги с ним согласны), эти другие диагнозы – часто только симптомы, или как мне нравится говорить, "побочные эффекты" SPD.
Я понимаю, что в нашем обществе официальные диагнозы часто жизненно необходимы для страховой компенсации, получения квалифицированных услуг (сервисов), предоставляемых государством, и доступа к услугам, предоставляемым школой.
НО, если посмотреть с другой стороны… Я думаю, что нести бремя этих ярлыков является столь же вредным, сколь подавляющим для родителей и ребенка. Это и не нужно, и часто вызывает предвзятое мнение у людей, склонных к поспешным заключениям, особенно в школьной системе.
Но это не все, проталкивание медикаментозных методов лечения по этим диагнозам – истинная трагедия на мой взгляд.
Я понимаю, что в нашем обществе официальные диагнозы часто жизненно необходимы для страховой компенсации, получения квалифицированных услуг (сервисов), предоставляемых государством, и доступа к услугам, предоставляемым школой.
НО, если посмотреть с другой стороны… Я думаю, что нести бремя этих ярлыков является столь же вредным, сколь подавляющим для родителей и ребенка. Это и не нужно, и часто вызывает предвзятое мнение у людей, склонных к поспешным заключениям, особенно в школьной системе.
Но это не все, проталкивание медикаментозных методов лечения по этим диагнозам – истинная трагедия на мой взгляд.
Вот мое логическое обоснование, мое профессиональное мнение и объяснение этих "побочных эффектов"...
Почти все сенсорно-чувствительные дети имеют трудности с саморегуляцией и модуляцией (обработкой) изменяющихся сенсорных воздействий, постоянно поступающих в мозг от органов чувств.
Это может быть очень непредсказуемо, страшно, болезненно и дискомфортно для ребенка.
Так что, для начала, тревожность почти всегда будет характерным признаком.
Это очень корректный признак - как результат наличия трудностей в процессе обработки сенсорной информации… разве бы вы не тревожились, если прикосновение, громкий неожиданный звук или громкий голос/смех были бы болезненными и вызывали реакцию "бить или бежать"?
Так что, для начала, тревожность почти всегда будет характерным признаком.
Это очень корректный признак - как результат наличия трудностей в процессе обработки сенсорной информации… разве бы вы не тревожились, если прикосновение, громкий неожиданный звук или громкий голос/смех были бы болезненными и вызывали реакцию "бить или бежать"?
Я уверена, что тревожились бы!!!
Это и происходит с нашими сенсорно чувствительными детьми… у них создается, а затем и генерализуется (обобщается) тревожная реакция на их маленьких мир.
Это и происходит с нашими сенсорно чувствительными детьми… у них создается, а затем и генерализуется (обобщается) тревожная реакция на их маленьких мир.
Симтомы обсессивно-компульсивного расстройства (OCD) также вполне типичное явление.
По моим наблюдениям, это может коррелировать со способом решения сенсорных проблем, известным как "сенсорные якоря".
Когда ребенок разбалансирован и ощущения дезорганизованы, он использует "сенсорный якорь", чтобы помочь мозгу чувствовать себя хорошо и восстановить возможность контроля происходящего.
По моим наблюдениям, это может коррелировать со способом решения сенсорных проблем, известным как "сенсорные якоря".
Когда ребенок разбалансирован и ощущения дезорганизованы, он использует "сенсорный якорь", чтобы помочь мозгу чувствовать себя хорошо и восстановить возможность контроля происходящего.
Вот тогда вы и увидите типичные симптомы OСD во всей красе.
Ребенок будет делать что-то такое, что будет хорошо для его нервной системы: выстраивать игрушки в линию или бесконечно пересчитывать какие-то вещи, потому что их маленький мир настолько непредсказуем и они не чувствуют в себе способности управлять телом, мозгом, а в особенности окружающей обстановкой… таким образом, они будут делать то, что они МОГУТ контролировать.
Ребенок будет делать что-то такое, что будет хорошо для его нервной системы: выстраивать игрушки в линию или бесконечно пересчитывать какие-то вещи, потому что их маленький мир настолько непредсказуем и они не чувствуют в себе способности управлять телом, мозгом, а в особенности окружающей обстановкой… таким образом, они будут делать то, что они МОГУТ контролировать.
ADD/ADHD (СДВ/СДВГ), вероятно, самый распространенный ошибочный диагноз, его диагностируют чрезмерно, по этому диагнозу слишком часто назначают медикаментозное лечение и этому нет предела.
Компоненты ADD/ADHD идут рука об руку с нарушениями процесса обработки сенсорной информации (SPD).
Если мозг ребенка не в состоянии отсортировать не относящиеся к делу сенсорные стимулы, то КОНЕЧНО ребенок будет легко отвлекаться и иметь трудности с вниманием!
И... если мозг ребенка с пониженным уровнем сенсорной чувствительности не будет получать необходимой и надлежащей сенсорной пищи, в которой его мозг нуждается, чтобы быть в готовности для получения знаний, обучения приемлемому поведению и социальным навыкам, то КОНЕЧНО, он будет, так называемым, "гиперактивным"! Он пытается получить сенсорную стимуляцию постоянно!
Компоненты ADD/ADHD идут рука об руку с нарушениями процесса обработки сенсорной информации (SPD).
Если мозг ребенка не в состоянии отсортировать не относящиеся к делу сенсорные стимулы, то КОНЕЧНО ребенок будет легко отвлекаться и иметь трудности с вниманием!
И... если мозг ребенка с пониженным уровнем сенсорной чувствительности не будет получать необходимой и надлежащей сенсорной пищи, в которой его мозг нуждается, чтобы быть в готовности для получения знаний, обучения приемлемому поведению и социальным навыкам, то КОНЕЧНО, он будет, так называемым, "гиперактивным"! Он пытается получить сенсорную стимуляцию постоянно!
Пожалуйста, отнеситесь серьезно к этим побочным эффектам/симптомам и работайте с ними методами сенсорной интеграции. Ищите сенсорные инструменты и стратегии, которые эффективно работают для вашего ребенка.
Это могут быть защитные инструменты от излишней стимуляции или сенсорно-безопасное, уединенное место, чтобы помочь восстановить саморегуляцию.
Вести сенсорно-упорядоченный образ жизни и применять сенсорные стратегии дома имеет решающее значение для успеха.
Вот список основных инструментов, чтобы начать.
Это могут быть защитные инструменты от излишней стимуляции или сенсорно-безопасное, уединенное место, чтобы помочь восстановить саморегуляцию.
Вести сенсорно-упорядоченный образ жизни и применять сенсорные стратегии дома имеет решающее значение для успеха.
Вот список основных инструментов, чтобы начать.
Необходимо посмотреть в корень проблемы, который наиболее вероятно, заключается в чрезмерной или пониженной сенсорной чувствительности, и когда вы разберетесь с этим и заложите фундамент для сенсорного развития…., все остальные проблемы просто отпадут!
Автор: Angie Voss, OTR
Перевод С. Архиповой, АКМЕ г. Москва - для Ассоциации специалистов сенсорной интеграции