Вы здесь

Методика сенсорная интеграции и стимуляции (Методика СИС, предметотерапия)

Сенсорная интеграция и стимуляция разработаны трудотерапевтом Jean Ayres из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которая работала с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. В России эта методика почему-то получила название «предметотерапия». 
 
Сенсорная интеграция занимается, как можно догадаться, проблемами связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Основная идея состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных в коже и проприоцептивных в глубине. Один и тот же человек может любить яркие краски, но не выносить громких звуков. выносить громких звуков. При том любить носки грубой вязки и тяжелые ботинки, но не выносить свитеров и украшений. Т.е. каждому человеку для комфортного состояния необходимы довольно узкие требования.
 
Понимание такого влияния сенсорного ответа на самочувствие может помочь человеку в двух направлениях: научить создавать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями. Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении стимуляционных секвенций – комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.
 
 
Сенсорные секвенции создаются на основе сенсорной диагностики индивидуально для каждого пациента. В совокупности включаются упражнения на все основные виды восприятия:
тактильное (стимуляция кистей рук, стоп, лица, ротовой полости, поверхности тела);
зрительное (упражнения в затемненной комнате, стимуляция зрения с помощью ярких предметов);
обонятельное (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности);
вестибулярное (повороты, кувырки, прыжки на пружинящей поверхности);
вкусовое (презентация вкусовых раздражителей);
проприочувствительность (стимуляция глубокого мышечно-суставного чувства).
Стимуляционные занятия согласно этой методике проводят 2-3 раза в день, содержание их пересматривают 1 раз в 3-4 месяца, упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей, а при достижении определенных успехов (возможность привлечения и недлительного удержания зрительного внимания, выполнение простых инструкций) вводят элементы когнитивного тренинга (упражнения на крупную моторику, зрительно-моторную координацию, подражание).
 
Наибольшую эффективность методика даёт в коррекции детей с синдромом Дауна, ЗПРР, ДЦП, аутизмом. Так, дети, страдающие аутизмом, часто бывают слишком или недостаточно чувствительными, а также не уметь интегрировать свои чувства.
Терапия сенсорной интеграции фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации.
 
Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия может включать обращение с большим количеством разных на ощупь предметов.
 
Например, ребёнок-аутист «не замечает» окружающих людей, не реагирует на просьбы. Ребёнка начинают приучать к разрозненному набору звуков, которые издаёт педагог и заставляют издавать ребёнка (музинструменты, постукивания, звуковые стимульные дорожки и т.д.) Затем, вместе с чувством ритма (по идее системы) обязательно приходит кратковременная память и возможность организовать звуки в последовательность. Ребёнок учится воспринимать несколько звуков одновременно и распознавать откуда исходит каждый. Учится издавать их сам, слышать, что получилось и подстраиваться. И вот уже он может говорить и ритмично стучать в барабан.
 
Плюсы методики -
Сторонниками этой методики считается, что ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях.
Только эта методика достапна для занятий с детьми с самыми тяжёлыми и множественными отклонениями, для детей с тяжелейшими формами умственной неполноценности, для начальной коррекции детей после тяжёлых черепно-мозговых травм.
Без этой методики невозможно представить себе занятия с детьми с ДЦП.

Минусы методики -
Сфера сенсорной интеграции - это прежде всего лечебный метод, используемый трудотерапевтами, поэтому использование родителями этой методики может быть разрешено ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО после обучения родителей работе в данной методике и ТОЛЬКО под постоянным руководством специалистов по данному методу.( у нас в стране,к сожалению,таких специалистов очень мало-e.m.)

Если же ребёнок так и не осваивает желаемый навык ( в рамках данной системы это допустимо), считается, что интеграция все равно помогла, так как создала взаимодействие между родителями и ребёнком.
Самым сложным моментом в данной методике является то, что ребёнок, получив некие знания обращения с предметами и своим телом, должен неким образом самостоятельно связать их в некую единую цепь, научиться делать выводы и обобщения, что на практике, к сожалению, происходит редко.
Эта методика не рекомендуется для коррекции детей с небольшими поражениями интеллектуальных способностей, так как не включает глубокие интеллектуальные нагрузки – обучение чтению или, например, постановку экспрессивной речи.
С другой стороны, методы сенсорной терапии могут и даже ДОЛЖНЫ включаться как составная часть в занятия по любым иным методикам. Например, в занятия по методике ТЕАССН или АВА. Недооценить значение стиммуляции сенсорного воприятия мира нельзя. Через развитие сенсорики мы даём ребёнку механизм познания мира.
Поделиться: