Вы здесь

Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате

Республиканское Объединение по реабилитации
и восстановительному лечению детей-инвалидов.
Дефектолог Кириченко Ю.А.
 
Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать разви­тие ребенка. В частности, в Сенсорной комнате можно эффективно ор­ганизовать занятия по формированию у детей игровой деятельности.
Известно, что игровая деятельность, являясь ведущей в дошкольном возрасте, при различных отклонениях в развитии ребенка нуждается в специальной стимуляции. Сенсорная комната предоставляет значи­тельное количество стимулов, которые могут служить игровыми замес­тителями реальных предметов и явлений.
Проводя занятие в Сенсорной комнате педагог показывает детям пример использования предметов заместителей, помогает детям войти в игровую ситуацию. Важно только помнить, что перенос значения од­ного предмета на другой, исполняющий роль заместителя, возможен только после хорошего усвоения значения этого предмета, следователь­но, вначале ребенок должен непосредственно познакомиться как с те­ми объектами, чьи роли потом будут исполнять стимулы Сенсорной комнаты, так и с самими стимулами и составить о них определенное представление. Значит, игровым занятиям в Сенсорной комнате долж­на предшествовать деятельность с реальными предметами. Сенсорная комната не может заменить экскурсий и наблюдений над окружающим миром. Она может помочь запомнить, систематизировать и закрепить полученные впечатления. При знакомстве с настоящими объектами Сенсорная комната способна превратиться для ребенка в любое место: лес, город, деревню, подводный мир, магазин, цирк и т. д.
 
Развитие функции замещения не только формирует игровую дея­тельность, но и ведет к развитию воображения, — по мере того, как раз­нообразные сенсорные стимулы приобретают определенные игровые значения, ребенку постепенно становится легче представлять что-либо в своем воображении, а такое умение положительно влияет на способ­ность к запоминанию. Следовательно, использование Сенсорной ком­наты, направленное на развитие игровой деятельности, одновременно служит развитию у детей образной памяти, а также ускорению перевода информации из кратковременной и оперативной памяти в долговре­менную.
 
Сенсорный образ предмета в совокупностии со словом, его обозна­чающим, и пониманием функции предмета составляет представление ребенка об этом предмете, иными словами образ, слово и действие, (т.е. как это называется, какое оно, что оно делает и что с ним делают) харак­теризуют предмет в представлении ребенка. При отклонении в разви­тии эти компоненты неполноценны. Известно, что представления у детей с нарушенным развитием формируются долго и оказываются зачас­тую неполноценными, бедными, уже имеющиеся представления с трудом актуализируются в нужной ситуации. Именно проигрывание различных уже знакомых ситуаций позволяет хорошо закрепить полу­ченные представления.
 
Особенности представлений также создают трудности при воспри­ятии художественных текстов. Ребенок с проблемами в обучении при прослушивании текста не всегда может понять и представить себе то, о чем рассказывается, уяснить его суть. Поэтому для развития понима­ния литературного текста, формирования устойчивой связи слова и образа также хорошо использовать игровые занятия в Сенсорной ком­нате, в которых ребенок сможет как бы побывать «внутри» литератур­ного произведения. Темой занятия будет в таком случае содержание произведения.
 
Чтобы эффективно использовать Сенсорную комнату для развития игровой деятельности, на первом этапе дети должны хорошо познако­миться с ней, почувствовать себя в ней свободно.
 
На втором этапе педагог показывает пример использования предме­тов Сенсорной комнаты в качестве предметов-заместителей, всячески поощряя самостоятельные попытки детей найти новое применение то­му или иному объекту. И только затем можно проводить занятия цели­ком посвященные игре. При этом обязательно параллельно проводить­ся занятия, на которых дети имеют возможность самостоятельно приду­мывать игры в Сенсорной комнате.
 
Игровые занятия в Сенсорной комнате можно проводить на самые Разнообразные темы, как непосредственно при их изучении, так и при закреплении, для активизации уже имеющихся представлений, но только после организации наблюдений, экскурсий и различной непосредст­венной деятельности.
 
Вашему вниманию предлагаются занятия, посвященные временам года. Они направлены на формирование игровой деятельности, разви­тие воображения и памяти, обогащению и закреплению представлений ребенка об окружающем мире. Такие занятия полезно проводить при­мерно раз в квартал в качестве одной из форм обобщающих занятий по каждому сезону. Рекомендуется, чтобы каждое занятие проводили два специалиста, один из которых помогал бы вовремя включать необходимые стимулы. Группа детей должна составлять 4-5 человек.
Эти занятия предназначены для работы с детьми среднего и старше­го дошкольного возраста с нарушением речевой и двигательной функ­ции легкой и средней тяжести с нормальным интеллектуальным разви­тием либо с негрубой задержкой психического развития. Для детей с олигофренией в степени дебильности 4-го года обучения в специальном дошкольном учреждении эти занятия могут быть проведены после не­которой адаптации. Речевую и двигательную нагрузку для каждого ре­бенка следует подбирать индивидуально.
 
После проведения таких занятий полезно составить описательный рассказ о данном времени года, а также отразить полученные впечатле­ния через изобразительную деятельность.
 
Следует помнить, что данные разработки являются примером и мо­гут быть изменены или использованы фрагментарно в зависимости от особенностей детей и от комплектации вашей Сенсорной комнаты.
 
Тема занятия: ЗИМА.
Цель занятия: Обобщение и закрепление знаний о зимнем периоде, развитие умения входить в игровую ситуацию, действовать в воображае­мом плане, использовать предметы-заместители, учить переносить в игру увиденное в процессе экскурсий, показов и т. д., развитие умения пользо­ваться накопленным словарем, воспитание умения вслушиваться в музы­кальное произведение, чувствовать определенное настроение, создавае­мое характером музыки, развитие восприятия, воображения, памяти.
Оборудование: зеркальный шар, сухой бассейн, активизационная до­ска, панель «искрящийся ковер», водяной матрац с подогревом, свето­вая труба с пузырьками, кассета с музыкой П.И.Чайковского «Времена года», мешочек с кусочками меха белого, рыжего, серого, коричневого цвета, шелка, плотной ткани.
Ход занятия: Педагог обращается к детям:
Сегодня мы будем играть ребята. Посмотрите, это уже не Сенсорная комната кругом, а зимний лес. Давайте оглядимся кругом: помните, уже поздней осенью заблестели первые снежинки на темной земле (искря­щийся ковер). А теперь снег повалил все гуще и гуще, накрыл землю как покрывалом (накрываем коврик белым покрывалом). Наступила зима. Посмотрите, какие кучи снега навалило (сухой бассейн), как они назы­ваются, помните? Правильно, сугробы. Давайте прыгнем-ка в снег, по­валяемся там. Ах, как много снега, и какой он холодный! А еще как можно о нем сказать? Да, белый, пушистый, мягкий, а иногда и колю­чий. Ну что, поиграем в снежки? А какие еще бывают зимние забавы? (Дети называют). Совершенно верно. Можно кататься на коньках, на лыжах, на санках, можно из снега слепить снеговика, а можно строить из снега крепости. Как называется крепость из снега? Снежная.
А можно и просто сходить в лес, посмотреть, какой он. Давайте вспомним, какие деревья зимой? Голые, без листьев. Давайте выставим руки, как ветки из снега (дети встают в сухом бассейне и вытягивают ру­ки). Кто мы теперь? Да, мы — деревья. А Витя будет маленьким кусти­ком. Чем кустики отличаются от деревьев, кто помнит? Правильно, у них нет ствола. Кто же у нас самое высокое дерево? Верно, Валера. Снег нападал на нас, покрыл наши ветки. (Кладет детям в руки шарики). Но подул ветер, и сдул снег. (Дети сбрасывают шарики).
Кто же живет в нашем лесу? (Дети называют). Конечно, медведи, волки, зайцы, белки, ежики. Где же сейчас медведь? Спит в берлоге. Да­вайте покажем, как медведь спит в берлоге, под снегом (дети зарывают­ся в шарики в сухом бассейне). Теперь мы медведи. Как в берлоге спит­ся? Хорошо — мягко, тихо, тепло. И проснемся мы только весною. А кто остался в лесу? Лиса, заяц, волк, белка. Холодно зимой в лесу, но они не замерзнут. Как выдумаете, почему? У них теплая шуба. Вот ме­шочек, суньте в него руку и найдите там теплый мех. Правильно, вот он. Какой он? Нежный, пушистый. Как вы думаете, вот этот рыжий мех чей? А этот белый? Вы думаете, зайца? Но ведь зайцы серые? Да, они становятся белыми зимой, для чего же? Верно, чтобы спрятаться в бе­лом снегу, не попасться лисе.
Давайте потрогаем зимний лес (доска для активизации). Какая шер­шавая кора у деревьев. А вот и ветки, они без листьев. А какое дерево ос­талось одетым? Елка. Какая она? Правильно, колючая. Давайте найдем, что похоже на елку.
А где же речка? Она скрылась подо льдом. Где гладкое, холодное, как лед?
Вот мы и погуляли в лесу. Замерзли? Пойдем греться в дом. Ах, как завалило дорожку снегом. Придется взять лопаты и расчистить (дети совершают действия с воображаемыми предметами). Раз, два. Все, дорож­ка свободна, заходите в дом. Можем мы сразу проходить в комнаты? Конечно, нет. Что мы забыли сделать? Верно, раздеться. Снимем теплую одежду, в которой гуляли по лесу. Расскажите, какую? Правильно шубу, пальто, шарф, шапку. А что у тебя было на руках, чтобы они не замерз­ли, Валя? Точно, варежки, их тоже снимем. Снимем теплую обувь. Ка­кую? Да, валенки, сапоги.
Можно проходить в комнату. О, у нас уже горит камин (труба с пу­зырьками). Он похож на маленькую печку, внутри горит огонь, он ос­вещает и греет всю комнату. Сядем возле него на теплый коврик (водя­ной матрац), будем смотреть на пламя. Какой золотистый, горячий огонь. Тепло вам? Давайте слушать музыку. Много лет назад компози­тор П. И. Чайковский решил рассказать о зимнем месяце январе и на­писал пьесу, которую назвал «У камелька». Камелек — это и есть ка­мин, очаг. Если слушать внимательно, то вы почувствуете, как спокойно и тепло у очага, потрескивает огонь. Но вдруг из-за окна донесется свист вьюги, завывания ветра. Слушайте внимательно и услышите. Вот завыла вьюга, посмотрим в окно. Ух, какой ветер! ( Включается зеркаль­ный шар).
Понравилось вам наше зимнее путешествие? Что мы делали? Валя­лись в снегу, играли в снежки, гуляли по лесу, чистили дорожки у дома, грелись у огня и слушали музыку.
 
Тема: ВЕСНА.
Цели занятия: Обобщение и закрепление знаний о весеннем перио­де, развитие умения входить в игровую ситуацию, действовать в вообра­жаемом плане, использовать предметы-заместители, учить переносить в игру увиденное в процессе экскурсий, показов и т. д., развитие умения пользоваться накопленным словарем, воспитание умения вслушивать­ся в музыкальное произведение, чувствовать определенное настроение, создаваемое характером музыки, развитие воображения, памяти.
Оборудование: зеркальный шар, сухой бассейн, активизациейная до­ска, панель «искрящийся ковер», водяной матрац с подогревом, световая труба с пузырьками, «водопад» из светооптических волокон панно «Цветы», кассета с музыкой П.И.Чайковского «Времена года».
Мы сегодня опять попадем в лес. Посмотрите, все еще лежит снег, но что это? Он стал темнеть, таять. Почему, ребята? Правильно, стало солнышко жарче пригревать, ведь наступила весна. Ох, какое яркое, го­рячее солнышко! (Зеркальный шар) Как нагрело оно все вокруг (водя­ной матрац с подогревом). Расстаял лед на реке и поднялись волны (дети раскачивают водяной матрац).
Солнышко лучиком коснулось берега, и вот уже показалась темная, влажная земля (искрящийся ковер). Как называются такие островки земли? Проталины. На проталинах показались первые цветы, подснеж­ники. Почему они так называются, объясните, пожалуйста. Конечно, ведь они из-под снега появляются.
Давайте побываем и в лесу. Вы — деревья. Распрямите стволы, рас­киньте ветки (дети поднимают руки). Вот лучики солнышка коснулись веточек (коснутся рук детей световодами) и — что это? — проснулись деревья, набухли почки, показались зеленые листочки. А теперь, по­смотрите, распускаются большие белые, розовые цветы (включить пан­но «Цветы»). Какие же деревья цветут так? Фруктовые. Ты, Петя, какое дерево? Яблоня, ты — груша, ты — слива, вишня. А теперь мы другие де­ревья — черемуха с белыми кистями, нежные фиолетовые цветы показа­лись и на сирени. Скромные сережки на березке, осине.
Давайте послушаем, что мы слышим? (Пение птиц). Прилетели пти­цы. Какие, кто помнит? Да, ласточки, грачи, скворцы. Теперь они будут вить гнезда. Подойдите, потрогайте — вот на таком шершавом, темном суку появится гнездо. Для него нужны гибкие, тонкие прутики, соло­минки, стебельки трав, а внутри птички положат теплый, мягкий пух. Вот уже и птенчики вылупились. Запищали, зачирикали — попробуйте показать, как.
Весной у людей тоже много дела: кто помнит, что делают весной в поле? Правильно, вскапывают землю, готовят к посеву, сажают семена. Вот поле, покажите, как это нужно делать.
О, на лугу уже показалась первая травка. На солнечном месте она гу­стая — давайте полежим (сухой бассейн). Наверху небо, вокруг трава и желтые цветы — сначала расцвела мать-и-мачеха, а потом одуванчики. Зажужжали пчелы, полетели бабочки, садятся с цветка на цветок (панно «Цветы»). Хорошо на лугу! Послушайте, какая нежная музыка — ее на­писал П. И. Чайковский и называется она «Подснежник». Полежим и послушаем. О чем вам напомнила эта музыка? Похожа она на ласковую весну, когда расцветают первые цветы, распускаются на деревьях листья, возвращаются птицы, на полях появляются ростки? Давайте вспомним, что еще можно рассказать про весну. (Ответы детей). Молодцы!
Аналогично приведенным занятиям можно проводить игровые за­нятия, рассказывающие о лете и осени. При составлении занятия о ле­те возможно следующее использование стимулов Сенсорной комнаты: сухой бассейн может быть лугом с цветами, полем с пшеницей, речкой, песком на пляже, шарики — камушки, плоды, брызги, пятна от шара — дождь, бабочки, птицы, водяной матрас — теплое море, пляж, теплый песок, трубы с пузырьками — волны, светящаяся труба — звездное небо, световоды — струи воды, ветки растений, ковер с блестками — блеск воды.
В занятии, посвященном осени, сухой бассейн может быть кучей су­хих листьев, водяной матрас — теплая полянка, трубы с пузырьками -солнышко светит, светящаяся труба — птицы улетают, световоды — дождь, ковер с блестками — первые снежинки, пятна от шара — листья падают, стенд — разнообразные плоды.
Подобные занятия в Сенсорной комнате положительно сказывают­ся на психическом и эмоциональном развитии детей. Необходимо учи­тывать, что для получения стойких улучшений подобные занятия долж­ны проводиться регулярно.
Поделиться: