Большой мяч для фитнесса очень пригодится для упражнений с малюткой. Кладите малыша на мяч и легонько покачивайте вперед - назад, вправо - влево, делайте это и на спинке, и на животике. На мячике можно попрыгать, попытаться постоять на нем, конечно при надежной маминой поддержке. Эти упражнения не только тренируют слабый вестибулярный аппарат, но и укрепляют все мышцы тела крохи.
С деткой более старшего возраста диапазон выполняемых упражнений несколько шире. Его можно перекатывать по подушке или по кровати (как тесто), невысоко легонько подбрасывать, качать вниз головой, держа за ножки (малыш должен быть развернут к вам лицом, чтобы вы могли видеть его реакцию на происходящее), совершать движения из стороны в сторону за руку и ногу (правые и левые). Эти занятия должны нравиться детке, но не пугать.
Это предварительная подготовка для крохи.
С года можно приступать к более серьезным упражнениям активной программы. Они очень разнообразны, вот некоторые из них:
- Танцы вместе с малышом. Вальсируйте вместе с крохой сначала в одну сторону, потом – в другую. Достаточно 2-3 оборотов в каждую сторону, причем не быстро. Постепенно увеличивайте темп и количество вращений.
- Воспользуйтесь вращающимся кругом типа «Грация», на нем многие мамочки доводят до совершенства свою талию. Поставьте на него ребенка, и, держа за руку, покрутите малыша сначала в одну сторону, потом в другую. Принцип тот же – скорость и число оборотов наращивать понемногу, чтобы у малыша не закружилась голова.
- Почаще играйте в жмурки – это отличная тренировка для вестибулярного аппарата. Когда зрительный контроль отсутствует, сохранить равновесие трудно, но если ребенок этому научится, проблема укачиваний отпадет сама.
- Научите малыша кувыркаться и ходить по бревну, только поначалу подстраховывайте: маленьким деткам трудно даются навыки равновесия. Можно начать тренироваться дома с ходьбы по разложенной вдоль комнаты веревочке. Пусть кроха старается ставить ножки след в след – поначалу это не просто, но очень действенно укрепляет вестибулярный аппарат у детей.
- Отличное занятие – прыжки на батуте! Можно летом сходить с крохой в парк, где летом обычно строят надувные конструкции в виде замков и крепостей или купить небольшой батут на дачу: они бывают совсем небольшие, рассчитанные на одного.
- Не игнорируйте качели. Если ребенок проявил интерес, то покатайте его, сначала чуть-чуть, потом выше, с каждым разом понемногу увеличивайте высоту, но при этом нужно страховать малыша, чтобы он не упал. Это отлично тренирует слабый вестибулярный аппарат.
- Не останавливайте ребенка, когда он самостоятельно начинает кружиться, даже если вам кажется, что у него закружится голова. Это самостоятельная попытка тренировки вестибулярного аппарата, причем детки инстинктивно знают, когда нужно остановиться.
- Лазанье по веревочной лестнице, канату (здесь снова Вашим помощником будет "Ранний старт"
http://www.r-start.ru/), деревьям, прыжки через скакалку, на одной ноге, на двух, бег с препятствиями все это не проходит бесследно и тренирует вестибулярный аппарат у детей.- Регулярно выполняйте упражнения утренней гимнастики вместе с малышом, включайте в ежедневный комплекс повороты и наклоны головы и туловища. Не упускайте возможности вместе с деткой погонять мячик, поплавать, покататься на коньках, на велосипеде. Это будет полезно не только для вестибулярного аппарата и не только для малыша!
Развитие вестибулярного аппарата у детей заканчивается к 12-15 годам. У девочек «болезнь движения» обычно более выражена, чем у мальчиков в силу гормональных особенностей. Во время укачивания у девочек повышается уровень вазопрессина – гормона стресса, в результате чего повышается кровяное давление. А недавние исследования зоологов вообще удивляют: оказывается, проблема укачивания знакома всем животным и даже рыбам!