Опыт работы по теме: Использование сенсорных игр в коррекции общего недоразвития речи (ОНР).
Проблема преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми .
ОНР (общее недоразвитие речи) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). В наш центр приходят дети со сложными речевыми расстройствами: ОНР I-II уровней, реже с третьим. Коррекционная работа с детьми с ОНР I-II уровня достаточно сложна и длительна по времени. Динамика развития неустойчива, так как осложнена неврологическими проявлениями.
В своей работе я использую методики, предложенные такими авторами, как: Датешидзе Т.А., («Альбом по звукопроизношению»), Батяева С.В. и Савостьянова Е.В. («Альбом по развитию речи для самых маленьких»), Агранович З.Е. («Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»), Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева («Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников») и др. Помимо сенсорных игр, которые предложены этими авторами, я применяю и использую на своих занятиях свои наработки.
С помощью сенсорных игр можно решать следующие задачи:
1. Формирование и развитие речеслухового внимания.
2. Формирование и развитие ВПФ.
3. Формирование и развитие слоговой структуры.
4. Формирование и развитие фонематического восприятия.
5. Развитие мелкой моторики.
6. Развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения и расширения словарного запаса , практического усвоения простых грамматических категорий.
Виды игр, которые используются в работе с детьми с ОНР
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, умения слушать и понимать речь взрослого,выполнять простые инструкции, слухового гнозиса («Узнай, что звучит?», «Сколько раз ударил барабан?», «Чья песенка?», «Звучащие шарики», «Волшебные киндеры», «Повтори за мной» и т.п.
2. Работа над ритмом ( сначала над простым, потом над сложным). Это отхлопывание в ладоши, и отстукивание ритма ногой, на металлофоне, барабане и т.п.
Виды заданий могут быть следующими:
- Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (на карточке);
- Сосчитать, сколько раз хлопнули и поднять карточку с соответствующей цифрой (показать кубик или карточку с нужным количеством точек).Ритм сначала предлагается простой;
- Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда;
- Упражнения на развитие динамического праксиса рук «кулак-ладонь-ребро», «Пальчики здороваются»;
У детей с низким уровнем речевого развития (ОНР I-II уровня развития ) подготовительную работу начинают с упражнений на развитие слухового восприятия, формирования умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции , поручения по заданию. Дети знакомятся с такими простыми музыкальными инструментами: дудка, барабан, бубен, колокольчик, металлофон, звучащие шарики. Использую звучащие киндер-сюрпризы. Такие игры со звучащими предметами способствуют развитию слухового внимания, памяти и зрительного восприятия.
В своей работе я активно использую компьютерные игры, имитирующие звучание этих и других музыкальных инструментов. Дети учатся узнавать и различать музыкальные инструменты на слух, без зрительного подкрепления. На занятиях используются компьютерные игры: «Голоса животных», «Как поют насекомые», «Что звучит?» и т.д. Сначала в пассивный, а потом и в активный словарь вводятся такие понятия, как «тихо»-«громко», »быстро»-«медленно» дети учатся дифференцировать звуки по силе и высоте.
Параллельно ведется работа по формированию и коррекции слоговой структуры слова. Для этого я использую:
1. Металлофон (отстукивание простого ритма+речевого гнозиса +формирование фонематического слуха: та-та-та, та-та-ТА!, та-ТА!-та, та-то-ту, та-да, та-да-та, усы-уши, простые чистоговорки, потешки и т.п.)
2. «Цветные камешки» (выкладывание ритмического рисунка слов с разной слоговой структурой). Выкладывать рисунок слова можно из разных предметов.
3. «Собери бусы» (нанизывание бусин, сколько слогов в слове — столько и бусин).
4. «Домики» (рассели картинки по домикам).
5. «Разрезные картинки» (собрать слово и разделить его на части — слоги).
6. «Нанизывание колец» на стержень с одновременным проговариванием слогов; (цепочка слогов: ма-мо-му…);
7. «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев произносится один слог);
Во время таких игр задействовано сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Идет развитие сразу по нескольким направлениям. Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Эта же последовательность представлена у С.В.Батяевой, Т.А. Датешидзе. Отрабатывая слова с различными типами слоговой структуры, можно использовать разные виды игр и упражнений.
Соковых Светлана Валерьевна, учитель-логопед, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Солнечный луч», Москва
Источник:
http://logoportal.ru/