Вы здесь

Фольклорные игры как метод развития сенсорной интеграции дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Автор: Е.И. Балаева -  воспитатель, МС(к)ОУ VIII вида Копейского городского округа Челябинской области.
 
Ранний  детский  аутизм  (далее РДА) - это  нарушение  психического  развития,  характеризующееся  нарушением  контакта  с  окружающими,  эмоциональной  холодностью,  расстройствами  речи  и  моторики,  стереотипностью  деятельности  и  поведения,  приводящими  к  нарушениям  социального  взаимодействия. 
Одной  из  главных  особенностей  в  развитии  детей  с  РДА  является  нарушение  сенсорной  интеграции. 
 
 Сенсорная  интеграция  —  это  организация  сенсорных  сигналов,  благодаря  которой  мозг  обеспечивает  эффективные  реакции  тела  и  перцепцию,  формирует  мысли  и  эмоции.  Интеграция  сортирует,  упорядочивает  и  затем  собирает  все  сенсорные  сигналы  вместе,  формируя  тем  самым  мозговую  функцию. Сенсорная  интеграция  является  самой  важной  частью  работы  сенсорной  системы. В  процессе  сенсорной  интеграции  различные  виды  сенсорной  информации  объединяются,  формируя  функции,  необходимые  ребенку  для  достижения  успеха  и  получения  удовольствия  от  жизни. 
 
Нарушения  обработки  и  интеграции  сенсорных  сигналов  влияют  на  такие  важнейшие  сферы  жизни  ребенка,  как  эмоции,  игра,  социальное  взаимодействие,  регуляция  поведения,  обучение,  освоение  двигательных  навыков. У  детей  с  РДА  чувства  становятся  крайне  интенсивными  или  вообще  пропадают  —  обычно  такое  явление  называют  дисфункцией  сенсорной  интеграции
Первым  признаком  сенсорной  дисфункции  нередко  является  гиперактивность.  Нарушения  сенсорной  интеграции  обуславливают  многие  проблемы  в  развитии  ребенка  с  РДА:  у  него  наблюдается  немотивированная  смена  настроения, его  ничего  не  радует;  ему  трудно  делиться  игрушками;  стремясь  к  ощущению  успеха  и  собственной  значимости,  он  не  в  состоянии  думать  о  нуждах  окружающих;  может  проявляться  гиперчувствительность.
 
Аутичный  ребенок  крайне  связан  собственными  сложившимися  стереотипами.  Весь  его  внутренний  мир  зажат  в  жесткие  рамки,  выход  за  которые  для  него  является  очень  сложным.  Это  связано,  прежде  всего,  с  так  называемой  неофобией  —  боязнью  всего  нового.  Фобии  у  аутичных  детей  могут  развиться  на  что  угодно.  Когда  аутичному  ребенку  особенно  плохо,  он  может  проявить  агрессию  и  самоагрессию.  Взрыв  отчаяния  разрушительной  силы  направлен  обычно  против  вмешательства  в  его  жизнь  и  попыток  изменить  сложившиеся  стереотипы.  Избирательность  в  контактах  и  отсутствие  видимой  привязанности  даже  к  близким  людям  проистекает  из  целой  системы  страхов.
 
Поведение,  характерное  для  детей  с  аутизмом,  очень  часто  является  непосредственной  реакцией  на  его  сенсорный  опыт.  Именно  дисфункцией  сенсорной  интеграции  объясняется  «странное»  поведение  человека  с  аутизмом.  С  помощью  такой  «защиты»  ребенок  всего  лишь  старается  снизить  болезненно-травмирующие  ощущения,  успокоить  себя,  почувствовать  контроль  над  ситуацией  и  обрести  безопасность  в  своем  уникальном  мире.
 
Известно,  что  для  взаимодействия  с  детьми  с  РДА  могут  использоваться  достаточно  эффективно  методы,  основанные  на  творческом  самовыражении  ребенка  —  арттерапия,  песочная  терапия,  музыкальная  терапия.  Но  не  всегда  при  использовании  этих  методов,  возможно  максимально  полно  осуществлять  системное  воздействие  на  сенсорную  сферу  ребенка  —  например,  в  арттерапии,  песочной  терапии  задействованы,  преимущественно,  визуальные  и  тактильные  ощущения;  в  музыкотерапии  —  тактильные  и  слуховые. 
 
Для  решения  задачи  развития  сенсорной  интеграции  у дошкольников  с  РДА наиболее  эффективны  фольклорные игры,  в  которых  реализуются  возможности  установления  и  укрепления  эмоционального  контакта  ребенка  с  РДА  с  окружающими  людьми,  развиваются  его  коммуникативные  возможности (как  вербальные,  так  и  невербальные),  формируется  собственный  сенсорный  опыт.  Фольклор  соединяет  возможности  отдельных  видов  искусства,  используемых  как  средства  коррекции. 
 
Синкретичность  фольклорной  игры  ярко  представлена  в  обрядовых  играх, дает  возможность  воздействия  на  все  аспекты  сенсорного  развития  ребенка   данной категории.  Например,  фольклорная  игра  «Хоровод»,  в  которой  дети  получают  возможность  как  вербального,  так  и  невербального  взаимодействия,  обогащения  слуховых,  тактильных, вестибулярных,  визуальных  ощущений.
 
Вариативность  фольклорной  игры  связана  с  возможностью  ее  изменения.  Например,  в  игре  «Сорока белобока»  можно  изменить  по-разному  ее  окончание  —  дополнить  базовый  вариант  «полетели на голову  сели»  другими  —  «полетели   на дерево  сели»,  «полетели на мячик  сели».  При  этом  используются  предметы  или  рисунки,  и  действия  ребенка  включаются  в  реальный  жизненный  контекст,  что  развивает  осмысленность  восприятия.  Важным  при  этом  является  сочетание  возможностей  изменения  игры  с  одновременным  сохранением  неизменных  стереотипных  игровых  действий,  что  дает  ребенку возможность  относительно  безболезненного  преодоления  стереотипов.
 
Импровизация  в  фольклорной  игре  связана  с возможностью  проявления  ребенком  спонтанных  действий,  что  часто  происходит  в  игровом  процессе.  Конечно,  разные  игры  допускают  неодинаковую  возможность  импровизации. 
 
Признавая  важность  стереотипности  среды  для  ребенка  с  РДА,  каждое  занятие  мы  начинаем  и  заканчиваем  определенным  ритуалом  —  присказки,  песни  —  например,  используем  куклу  «Бабушка-Погодушка». Воспитатель  показывает  куклу  детям и  говорит  присказку  —  «Бабушка-Погодушка,  в  сентябрь  к  нам  пришла,  листочков  хоровод  с  собою  принесла»  (стимулирует  детей  проговаривать  эти  стихи  вместе  с  ним).  После  этого  педагог  с  помощью  куклы  разбрасывает  осенние  листья,  которые  дети  ловят,  собирают  и  складывают  в  мешочек.  Таким  образом,  происходит  одновременно  развитие  в  коррекционном  процессе  координации  движений,  концентрации  внимания,  речи,  целенаправленной  деятельности,  звуковых,  тактильных,  зрительных  ощущений.
 
Выраженным  развивающим  потенциалом  в  работе  с  детьми  с  РДА  обладают фольклорные пальчиковые  игры, которые развивают  чувство  ритма,  симметрии,  происходит  активизация  моторики  рук,  вырабатывается  ловкость,  умение  управлять  своими  движениями. Дети  получают  возможность  лучше  ощутить  свое  тело,  концентрировать  внимание  на  одном  виде  деятельности,  происходит развитие  пространственных  представлений,  возможность  ориентироваться  в  понятиях  «вправо»,  «влево»,  «вверх»,  «вниз».  Пальчиковые  игры  применяются  нами  в  качестве  инсценировки  каких-либо  рифмованных  историй  («Сорока-белобока»,  «Идет  коза»,  «По  кочкам»  и  др.).  Все  пальчиковые  игры  основаны  на  сочетании  последовательных  и  одновременных  движений  рук,  что стимулирует  межполушарное  взаимодействие,  а  значит  и  лучшую  интеграцию  сенсорных  сигналов.
 
Трудности  развития  сенсорной  интеграции  проявляются  у  детей  с  РДА  в  конструктивной  деятельности  (собирании  мозаики,  строительстве  из  кубиков).  В  групповой  работе  мы  используем  игры,  в  которых  дети  получают  возможность  совершения  последовательных  действий  с  предметами,  создания  целостных  образов.  Например,  детям  нравится  игра  в  «Теремок»,  в  процессе  которой  дети  строят  домик  (теремок)  и  поселяют  в  него  персонажей  народной  сказки. 
 
Учитывая  особенности  актуального  развития  детей,  а  также  их  потенциальные  возможности,  мы выбираем  подвижные  народные  игры,  которые  содержат  минимальное  количество  правил,  соблюдать  которые  не  трудно. 
 
Исходя из наших наблюдений использование  игровых  упражнений,  основанных  на  использовании  фольклора,  создает  возможность  самовыражения  всем  детям,  вне  зависимости  от  выраженности  аутистического  расстройства. Фольклорная  игра позволяет строить  коррекцию  на  личностно-ориентированной  методологии,  подразумевающей  уважение  личности  ребенка,  приоритет  его  интересов  и  возможностей. 

 

Библиографический список:

1. Аршатская  О.С.  Сочетание  игровых  занятий  и  холдинг - терапии  в  психологической  помощи  ребенку  с  выраженными  проблемами  детского  аутизма  //  Дефектология.  —  2011.  —  №  2.  —  С.  62—70.

2. Джин  Айрес  Э.  Ребёнок  и  сенсорная  интеграция.  М.,  2000.  —  360  с.

3. Зыкова  М.Н.  Фольклоротерапия.  М.,  2004.  —  160  с.

4. Зыкова  М.Н.  Фольклоротерапия:  Структурирование  жизни  через  обряд.  М.,  2006.  —  147  с. 

5. Ковалец  И.В.  Основные  направления  работы  с  аутичными  детьми//  Дефектология  —  1998.  —  №  2.  —  С.  63—73;—  №  9.  —  С.  45—51;  —  №  1.  —  С.  76—92. 

6. Ковалец  И.В.  Сравнительное  изучение  понимания  эмоции  детьми  с  аутизмом//Дефектология.  —  2003.  —  №  2.  —  С.  57—64

7. Лебединская  К.С.,  Никольская  О.С.,  Баенская  Е.Р.  Дети  с  нарушениями  общения:  ранний  детский  аутизм.  М.,  1989.  —  95  с.

8. Никольская  О.С., Баенская  Е.Р.,  Либлинг  М.М.  Аутичный  ребенок.  Пути  помощи.  М.,  2007,  —  143  с.

Поделиться: