Вы здесь

Центральное нарушение обработки слуховой информации

Совершенно справедливо многие заметили, что не каждое состояние ребенка связанное с отсутствием внимания и непослушанием, связано с СДВГ. Есть еще ряд расстройств, которые так же могут представлять собой некий набор симптомов похожий на дефицит внимания. Вот, например, центральное нарушение обработки слуховой информации.

Как звук обрабатывается в нашем мозгу?

Процесс это довольно замысловатый, и представлен несколькими частями.

1. Дискриминация – различение и выделение разных звуков, например треск, свист, стук. Выделение по громкости, а так же выделение речи среди других звуков. Даже если говорят неразборчиво, обычно человек может опознать этот звук. Он скажет :» Как буд-то кто-то говорит.
2. Локализация – определение откуда идет тот или иной звук.
3. Слуховое внимание – способность поддерживать внимание к определенным звукам.
4. Функция «фигура фон» Выделение главного звука и его фона Например, слышать голос друга на шумной вечеринке, слушать пение соловья на фоне шума леса, или радио на фоне шума мотора.
5. Способность понимать неоконченное слово. Т.е. если бывает произнесена основная часть того или иного слова, мозг может додумать по ситуации окончание.
6. Аудиторный синтез – из звуков можно собрать слово
7. Аудиторный анализ – изменение смысла слова при добавлении тех или иных частей, например окончание мужского или женского рода.
8. Аудиторная память – память на то, что было услышано и какие звуковые характеристики оно имело.

Бывает, что у ребенка один из этих процессов ослаблены. И даже при достаточном внимании он будет проявлять те или иные симптомы, схожие с СДВГ
Например:
- Ребенок такой очень чувствителен к шуму, часто шум ему мешает, он в шуме быстро устает. В условиях фонового шума в классе он будет легко терять голос учителя, а значит будет отвлекаться и заниматься другими делами.

- Ребенок с трудом определяет откуда идет голос и кому он принадлежит. Например, услышав свое имя на уроке, он начнет крутиться, потому что для него будет не ясно, кто его зовет, то ли приятель с последней парты, то ли учитель вызывает его к доске.

- в связи с плохой слуховой памятью, ребенок может плохо следовать за многоступенчатыми заданиями, особенно если они сделаны на фоне шума. Например учитель говорит шумящему классу, что нужно успокоится, и открыть учебники на странице такой-то, после чего начать делать упражения номер 5 и 6. Ребенок с расстройством обработки слуховой информации может просто вообще не услышать инструкций, потому что часть была произнесена в шуме, а часть под шелест листков учебника товарищей. Внешне же это будет выглядеть, как простое невнимание.

- ребенок плохо пишет диктанты и изложения, из-за того, что может не запомнить часть предложения или ход мысли в рассказе. Путает схожие по звучанию слова.

- ребенок плохо осваивает иностранный язык, особенно если там есть необычно звучащие звуки.

- Плохо удерживает внимание к говорящему потому, что часто теряет смысл сказанного. Делает « глупые ошибки». Только учитель обратил внимание, как нужно делать, ребенок тут же делает ту ошибку, которую обсуждали в классе.

- дети обычно говорят громче, чем принято, просят повторить слово, или могут вообще не реагировать на просьбы, стесняются показывать, что не поняли. Иногда со стороны кажется, что они просто игнорируют говорящего. Бывает же наоборот, что ребенок задает много «глупых» вопросов. На самом деле ему надо убедиться в правильности того, что он понял. Хотя со стороны это может выглядеть как издевательство над учителем или родителем.

- бывают проблемы с речью. Ребенок говорит не совсем чисто и вообще говорить начинает позже, чем сверстники, и говорит медленнее чем они ( речь замедленна)

Этот синдром может быть отдельным, а может дополнять СДВГ, что усложняет задачу родителей помочь ребенку адаптироваться. Тут нужны дополнительные меры обучения, и помощи.

http://gutta-honey.livejournal.com
CAPD Symptom Checklist

Поделиться: