У малыша есть архаические рефлексы
При рождении у младенца отсутствует ретинальный пигмент, поэтому весь мир кажется ему черно-белым, а острота зрения позволяет ему видеть не дальше чем на 30 – 40 см (что соответствует примерному расстоянию от глаз ребенка до лица матери при кормлении грудью!). Слух у младенца тоже еще не развит. Однако, как и любой детеныш млекопитающего, новорожденный обладает весьма чутким осязанием и еще более чувствительным обонянием. Грудной младенец — не глухой и не слепой «нечувствительный пищеварительный тракт», как долгое время считалось: с самого рождения он демонстрирует впечатляющее разнообразие навыков, которые не перестают изумлять ученых.
Некоторые умения (которые также называют архаическими, или первичными, рефлексами, так как они сформировались у всех млекопитающих в далеком прошлом) проверяются при помощи тестов, которые педиатр или акушерка проводят с новорожденным в первые минуты или часы после его рождения. Эти тесты могут показаться вам слишком грубыми, но не волнуйтесь: они абсолютно безопасны, и к тому же ваш малыш куда более крепок — и гибок! — чем может казаться. Такие тесты имеют большое значение, ведь наличие архаических рефлексов свидетельствует о подвижности, тонусе, неврологической зрелости и хорошем состоянии здоровья вашего ребенка.
Хватательный рефлекс. Когда вы кладете палец в ладошку младенца или проводите по его ступне, он сжимает пальцы. Он хватает ваш палец так крепко, что вы даже можете поднять его за обе руки!
Перекрестный разгибательный рефлекс. Если пощекотать ступню малыша, держа его ногу вытянутой, вторая нога сгибается в попытке отпихнуть вашу руку.
Поисковый рефлекс. При первом прикладывании к груди, когда малыш прикасается ртом к соску (или когда врач пальцем поглаживает ему уголки рта), он поворачивает голову и ртом ищет сосок (или палец). Цель новорожденного — сосать!
Удерживание головы. Если усадить малыша, слегка наклонив его назад, то он может держать голову.
Рефлекс автоматической ходьбы. Когда вы держите ребенка вертикально, слегка наклонив вперед, он выпрямляет спину и поднимает голову, опирается на ноги и делает спонтанные шаговые движения, как будто бы идет. Если поставить перед ним твердый предмет, он поднимает ногу, как бы желая переступить через препятствие.
Рефлекс Моро. Это подпрыгивание, которое также называют рефлексом парашютиста, представляет собой реакцию на резкий звук или изменение положения тела ребенка, когда он чувствует, что его голова запрокидывается назад. Одновременно с подпрыгиванием малыш резко разводит руки в стороны и раскрывает ладони, как бы пытаясь за что‑нибудь ухватиться. Затем он возвращает руки на грудь, как бы желая защитить себя. Нередко рефлекс сопровождается плачем.
Пальпебральный рефлекс. Если в глаза малышу посветить ярким фонариком или приблизить к глазам какой‑то предмет, веки ребенка инстинктивно закроются.
Рефлекс ползания. Если младенца уложить на живот всего через несколько мгновений после рождения, он инстинктивно попытается ползти, чтобы добраться до материнской груди.
Некоторые умения (которые также называют архаическими, или первичными, рефлексами, так как они сформировались у всех млекопитающих в далеком прошлом) проверяются при помощи тестов, которые педиатр или акушерка проводят с новорожденным в первые минуты или часы после его рождения. Эти тесты могут показаться вам слишком грубыми, но не волнуйтесь: они абсолютно безопасны, и к тому же ваш малыш куда более крепок — и гибок! — чем может казаться. Такие тесты имеют большое значение, ведь наличие архаических рефлексов свидетельствует о подвижности, тонусе, неврологической зрелости и хорошем состоянии здоровья вашего ребенка.
Хватательный рефлекс. Когда вы кладете палец в ладошку младенца или проводите по его ступне, он сжимает пальцы. Он хватает ваш палец так крепко, что вы даже можете поднять его за обе руки!
Перекрестный разгибательный рефлекс. Если пощекотать ступню малыша, держа его ногу вытянутой, вторая нога сгибается в попытке отпихнуть вашу руку.
Поисковый рефлекс. При первом прикладывании к груди, когда малыш прикасается ртом к соску (или когда врач пальцем поглаживает ему уголки рта), он поворачивает голову и ртом ищет сосок (или палец). Цель новорожденного — сосать!
Удерживание головы. Если усадить малыша, слегка наклонив его назад, то он может держать голову.
Рефлекс автоматической ходьбы. Когда вы держите ребенка вертикально, слегка наклонив вперед, он выпрямляет спину и поднимает голову, опирается на ноги и делает спонтанные шаговые движения, как будто бы идет. Если поставить перед ним твердый предмет, он поднимает ногу, как бы желая переступить через препятствие.
Рефлекс Моро. Это подпрыгивание, которое также называют рефлексом парашютиста, представляет собой реакцию на резкий звук или изменение положения тела ребенка, когда он чувствует, что его голова запрокидывается назад. Одновременно с подпрыгиванием малыш резко разводит руки в стороны и раскрывает ладони, как бы пытаясь за что‑нибудь ухватиться. Затем он возвращает руки на грудь, как бы желая защитить себя. Нередко рефлекс сопровождается плачем.
Пальпебральный рефлекс. Если в глаза малышу посветить ярким фонариком или приблизить к глазам какой‑то предмет, веки ребенка инстинктивно закроются.
Рефлекс ползания. Если младенца уложить на живот всего через несколько мгновений после рождения, он инстинктивно попытается ползти, чтобы добраться до материнской груди.
Любопытство — это врожденное
С первых минут жизни, несмотря на то что зрение у малыша еще довольно слабое, он выказывает живой интерес к человеческим лицам. Он точно помнит лицо матери и явно предпочитает его всем прочим. Кроме того, он узнает голос мамы и любит его больше, чем все остальные. Он узнает запах людей: самым приятным и успокаивающим для него оказывается запах материнского тела.
У малыша уже сформировано четкое представление об окружающем мире. Новорожденный различает основные вкусы и явно предпочитает сладкое. Он отказывается от горького и кислого и никак не реагирует на соленое.
Он также умеет отличать собственный плач от плача другого младенца: слезы другого ребенка раздражают его больше, чем собственные. Наконец, он явно отличает слова, произнесенные на его родном языке, и отдает им явное предпочтение.
И еще — всего через 32 часа после рождения младенец уже может повторять жесты взрослого человека: показывать язык, открывать рот или сжимать губы.
У малыша уже сформировано четкое представление об окружающем мире. Новорожденный различает основные вкусы и явно предпочитает сладкое. Он отказывается от горького и кислого и никак не реагирует на соленое.
Он также умеет отличать собственный плач от плача другого младенца: слезы другого ребенка раздражают его больше, чем собственные. Наконец, он явно отличает слова, произнесенные на его родном языке, и отдает им явное предпочтение.
И еще — всего через 32 часа после рождения младенец уже может повторять жесты взрослого человека: показывать язык, открывать рот или сжимать губы.
Ножницы помогают в кормлении
Иногда врачу приходится подрезать слишком короткую уздечку языка, иначе ребенку будет трудно сосать грудь. Эта операция совершается при помощи обычных ножниц: она производит большое впечатление на родителей, однако ее проведение на самых ранних этапах развития ребенка безболезненно.
Иногда дети рождаются с грыжей
О пупочной грыже говорят, когда небольшой фрагмент какого‑либо органа брюшной полости (как правило, кишечника) выходит за пределы брюшной полости в области пупка, по‑другому — пупочного кольца. Из-за этого там возникает выпуклость диаметром 1 – 5 см, которая становится особенно заметной при плаче, кашле и напряжении при дефекации. Диагноз может поставить только детский хирург. В подавляющем большинстве случаев доктора обходятся консервативными методами лечения. В зависимости от состояния ребенка и размеров грыжи врач назначит массаж или заклеит грыжу специальным пластырем.
Почему ребенок не спит по ночам
В первые недели младенец спит по шестнадцать — двадцать часов в сутки: это его основное занятие. Сон очень важен: именно во сне мозг и тело ребенка растут. Во время сна у новорожденного вырабатывается гормон роста. На этом этапе младенец все еще не способен отличать день от ночи, и поэтому в первые недели ритм его сна произволен. Только к концу четвертой недели он начинает включаться в суточный (24‑часовой) цикл.
При подготовке материала использована книга издательства Clever «Мой малыш меся за месяцем: от рождения до года».
При подготовке материала использована книга издательства Clever «Мой малыш меся за месяцем: от рождения до года».
http://letidor.ru/article/5_faktov_o_novorozhdennykh__127090/